Мнение Виктора Борисовича Авдиенко всегда интересно по одной причине – он человек крайне объективный и скромный.
– Как вы считаете, справедлив ли выбор Владимира Морозова как лучшего спортсмена региона?
– Думаю, да. Елена Исинбаева в 2015 году не выступала. Успехи других спортсменов заслуживают большого уважения. Но, все-таки, Морозов наша самая яркая звезда региона ушедшего года.
– Некоторые могут сказать, что «серебро» чемпионата мира, да еще в эстафете, не такой уж и высокий показатель.
– Сказать можно вообще что угодно. Но дело совсем в другом. В этой самой эстафете, на своем этапе, Владимир показал время – 46.95. Это очень серьезное время, граничащее с выдающимся результатом. Китаец Нинг, выиграл финал стометровки кролем с результатом 47.84. Для плавания такая разница – пропасть. Морозов был в блестящей форме! Вообще, я думаю, не сделай Володя этот фальстарт в полуфинале личной стометровки, чемпионат не только для него лично, но для всей сборной России сложился бы по-другому. Эта медаль была нужна всей команде. А потом всю команду словно рок преследовал….
После заплыва, когда я к нему подошел, Володя, проплыв за 48.0, только и сказал: «Как же обидно, я же даже не плыл, а просто купался». По сути, эту золотую медаль Морозов держал у себя в руках. Держал, но сам же выронил. Он был в этом сезоне настоящим королем на «королевской» дистанции. Но, к сожалению, король получился некоронованный. Это было очень обидно, и все это понимали. И иностранцы тоже. Американцы… они стояли и хлопали, и рефери американский подошел к судье на «нашей» дорожке, и, пожал ему руку… Мы это видели, и нас это сильно задело.
Медали на чемпионатах мира по плаванию делают или добывают только «звезды». Сегодня ни один простой пловец не может выиграть «золото» такого турнира. В плавании конкуренция – жесточайшая! Я не хочу обидеть другие виды спорта, но когда 90 стран мира представляют своих спортсменов, это о чем-то говорит. Это точно так же, как футбол сравнивать с любым другим игровым видом спорта. И плавание даже в телевизионных трансляциях занимает прочное третье место после Олимпийских игр и чемпионатов мира по футболу. Чемпионаты мира по плаванию показывают целиком. В плавании не бывает «темных лошадок», как, например, в легкой атлетике в некоторых дисциплинах. Как только пловец начинает показывать высокие результаты, за ним уже все конкуренты пристально следят. Вот Седов только начал что-то показывать, и его уже вся Америка и вся Австралия – знает.
– Этот фальстарт на чемпионате мира, почему это случилось? От слишком большого желания?
– Знаете, я давно всех прошу не трогать спортсменов перед стартом.
Володя, когда вообще приехал в сборную команду первый раз, не мог понять – почему в команде перед стартом такая тяжелая атмосфера. В США ведь как? Для них соревнования – праздник. А них в голове «у меня – лучший тренер, у меня – самая великая страна, я – лучший, остальные – фон для меня!» Американцы полностью раскрепощены перед стартом. Они знают, что в случае поражения им ничего не будет, а только новые тренировки, новые отборочные соревнования. У нас же перед стартом спортсменам говорят: «Если ты не проплывешь как надо, мы тебя снимем со стипендии, тренера уволим и ответят за это очень многие». А потом все думают, что случилось, как так. Морозов преобразился после нашего разговора. Я его как-то заметил уж слишком волнующимся. Спросил, что происходит. В ответ: «Волнуюсь, я же должен победить». Вот тогда я ему сказал: «А с чего ты решил, что ты кому-то, что-то должен? Волгограду, тренеру, кому-то в Америке, нашему государству. Так ты ничего не выиграешь и ни кем не станешь! Вот у меня был Женя Садовый, он по-другому воспринимал жизнь и не считал, что кому-то что-то должен». На следующий день после разговора Владимир признался, что впервые спал ночь спокойно.
– Психология важнейший фактор на соревнованиях?
– Конечно! Здесь в Волгограде на последних сборах национальной команды, атмосфера была просто великолепная, но стоило перебраться в Казань – началось. Кому-то в уши стали что-то говорить. И спортсмены думали о чем угодно и переживали за что угодно.
– Ну этот «конфликт интересов» имеет же свою природу?
– Конечно. Конфликт с сборной команде заложен изначально. Сначала ты молодой и прешь, грубо говоря, на старожилов. Потом ты сам сторожил и уже на тебя прут молодые. И вот то как к этом относятся старожилы в данное для тебя время, к молодежи и рождает либо неприятный конфликт, либо отличные дружеские отношения. И вот эта самая, порой неприязнь, переносится с дорожек на повседневную жизнь. Образуются кланы «по интересам». И часто поступают вроде в личных своих интересах, но пагубно для общего дела команды.
– Сложно работать с Морозовым?
– И сложно, и просто. По своей душе – он русский. По менталитету – американец. И совершенно понятно, что долго пребывать здесь, в России, ему пойдет во вред. Просто в психологическом понятии. Он сам как-то предложил, чтобы переехать сюда и тренироваться только здесь. И я сам его отговорил.
– Как Морозов вообще появился в «Волге»?
– Это было еще в 2010 году. Володя позвонил мне из Соединенных Штатов и сказал, что много знает обо мне и хотел бы, чтобы я помог ему подготовиться к Олимпийским играм в Лондоне. Выразил готовность со мной встретиться лично и оговорить детали. Конечно, я знал, что в Америке появился русский «мальчик», который там плавает, показывает какие-то добротные результаты. Мы вообще следим за плавательной «конъюнктурой» и знаем, где есть русские, где не русские – следим тщательно. На этом у меня целый «отдел» сидит. В общем, оплатили мы дорогу Владимиру, он приехал сюда. Поговорили, и, собственно, быстро нашли понимание чего оба хотим. Так и начали работать. И его первостепенный интерес к нам тоже объясним. По уровню результатов, мы, конечно, котируемся в мире. Америка, Австралия, мы. Разница в том, что у нас на всероссийских турнирах соревнуется 500 человек, а в Америке – две тысячи. Там и подход к тренировочному процессу другой. Там просто спортсменов «грузят» и «грузят» и выживает в итоге сильнейший. И так по всем возрастам.
– Как на войне – «пушечное мясо»…
– Ну да, звучит, конечно, грубо, но это примерно так. Выживет в таких нагрузках – значит будет плавать, не сможет так работать – до свидания! Мы же бережем свои кадры, и поэтому «грузим» не постоянно, а доводим пловцов через технику, науку и так далее. Вот и с Морозовым стали так работать. Какое-то время он тренируется в Америке, потом приезжает, мы его тестируем, смотрим, рекомендуем, «выкатываем», делаем. И потом улучшаем показатели через технику или «отрыв» на старте.
– Последний вопрос о перспективах Владимира на Рио.
– Давайте не будем ничего загадывать. И так понятно, что он будет в числе претендентов на победу. Равный среди равных. Безусловно он отдаст все силы для победы.
АВДИЕНКО Виктор Борисович
Родился 22 июня 1958 года в Волгограде.
Окончил Волгоградский ГИФК (1979). Опубликовал более 25 научных работ, в том числе учебные пособия по теории и методике плавания. Мастер спорта (1975).
Заслуженный тренер СССР и России (1992). На тренерской работе с 1975. В сборной СССР с 1988. Тренер сборной Объединенной команды на Олимпиаде 1992. Тренер сборной России на ОИ 1996, главный тренер на ОИ 2000.
Подготовил 3-кратного олимпийского чемпиона Евгения Садового (1992), 2-кратного олимпийского чемпиона Дениса Панкратова (1996), призеров Игр: Ольгу Кириченко, Владимира Селькова, Романа Ивановского.
Признан лучшим тренером России 1993, лучшим тренером мира по плаванию 1996, 1997. Член президиума Всероссийской федерации плавания. Президент Федерации плавания Волгоградской области. Президент спортклуба по плаванию «Волга».
Сергей ХОХЛОВ,
«Волгоградская правда»
Фото: vlg-media.ru