Информационное агентство "Спорт-34"
+10
Информационное агентство Спорт-34





Как было на Олимпиаде в Москве

Более чем черзе 30 лет олимпийский факел вновь пройдет по территории России, но на этот раз остановится не в Москве, а в Сочи. «Газета.Ru» вспоминает эстафету огня Олимпиады 1980 года.

Путешествие Олимпийского огня в Советском союзе организовали как настоящую спортивную эстафету.
18 июня 1980 года церемония взятия огня состоялась по традиции в Олимпии, там, где огонь зажигали еще во времена Древней Греции. Первый отрезок пролегал через полуостров Пелопоннес и был одним из наиболее протяженных, поскольку спортсменам пришлось обогнуть с севера Аркадское плоскогорье. Закончился этап вечером 20 июня торжественной церемонией в Афинах на Панафинском стадионе, где эстафету встретили представители оргкомитета Олимпиады и местные жители.
Пока эстафета добиралась до границы СССР, пламя успели лицезреть жители Болгарии и Румынии. Маршрут проходил через Афины, Фивы, Салоники, Софию, Пловдив, Плевну и Бухарест. Не считая зигзага в Болгарии, линия эстафеты двигалась относительно ровно на север.
На территорию Советского союза олимпийская эстафета ступила в Молдавии. 5 июля олимпийский огонь был передан советским спортсменам на пограничном мосту через реку Прут. Первым факел понес олимпийский чемпион бегун Петр Болотников.
Из Кишинева огонь отправился на запад в город Черновцы, откуда началось путешествие по Украине. Через Житомир, Киев и Полтаву факел добрался до Харькова, после чего ступил на территорию России. Первым крупным городом, принявшим эстафету, стал Белгород. Оттуда пламя двинулось в Москву по трассе М2, в народе — по Симферопольскому шоссе.
Пройдя через Курск, Орел и Тулу, 18 июля эстафета вошла в Москву в районе Ясенево и двинулась к центру города на Тверскую площадь, где олимпийская чемпионка пловчиха Марина Кошевая зажгла огонь в большой церемониальной чаше, установленной в центре площади. На следующий день процессия двинулась к конечной цели – «Лужникам», которые тогда именовались Центральным стадионом имени Ленина. Последним в эстафете был баскетболист Сергей Белов, который и зажег главное пламя Игр.
За этот месяц эстафета преодолела пять тысяч километров. В ней приняли участие пять тысяч атлетов, каждый из которых пробежал ровно по одному километру, на что тратил не более пяти минут. В память об участии в эстафете факелоносцы имели право забрать свой факел и комплект формы.
За время пути состоялось почти полторы сотни торжественных церемоний и встреч, участниками которых в общей сложности стали более 12 млн человек. За сутки до начала Олимпиады огонь на поезде был отослан в города, где проходила часть соревнований: Таллин, Ленинград, Киев и Минск.
К сожалению, за время путешествия из Греции не удалось избежать неприятных ситуаций, когда огонь гас. Но к таким случаям всегда были готовы. В эскорте эстафеты ехало множество специальных автомобилей, в которых было все необходимое на любой случай. Ключевыми были «рафики», которые перевозили запасы олимпийского огня. Это были не совсем обычные машины, а специально сконструированные для эстафеты — они могли долгое время двигаться со скоростью бегуна, что было не под силу остальным — мотор быстро перегревался.
Также в автоколонне двигались организаторы, передвижной пресс-центр, медики, техническая поддержка и, конечно, охрана. Почти все машины имели специальные госномера ОЛМ.
Каких-то особых неприятностей эстафете удалось избежать.
Как рассказывал начальник управления эстафеты Виктор Лукьянов, был только один случай, тянувший на скандальный, и то, к процессу движения он не имел отношения. Дело в том, что уже на церемонии открытия факелоносцы Виктор Санеев и Сергей Белов вышли не в форме официального поставщика, которым являлась японская фирма Mizumo. Но неприятный инцидент удалось замять.
Интересно, что та же компания взялась за разработку олимпийского факела, однако в конечном итоге главный атрибут эстафеты сконструировали советские инженеры. Японская модель не понравилась организаторам, но совершенствовать ее Mizumo отказалась (для них это было так же сложно, как получить разрешение на строительство жилого дома в центре Москвы), а до начала Игр оставалось чуть более полугода. В итоге, дизайн факела был создан в Ленинграде художниками Мухинского училища, а механизм сделан на авиационном заводе. Факел был очень надежно сконструирован и мог поддерживать пламя в любых погодных условиях. Перед поступлением в эксплуатацию он прошел испытания в условиях, имитирующих тропический ливень и ураганный ветер. Работал такой аппарат на сжиженном газе, который поступал в горелку, основание которой находилось глубоко внутри цилиндрического верха.
Настоящая беда с факелом чуть не случилась лишь однажды. К счастью, произошло это далеко не в самый ответственный момент — на генеральной репетиции церемонии открытия. Когда Сергей Белов поднимался к чаше с поднятым факелом, он внезапно поскользнулся на ступеньке, мокрой после обильного дождя. Всю ночь дорожку набивали специальными ребрышками и на самой церемонии открытия 19 июля Белов все сделал правильно.
По поводу факелоносца, которому выпадет честь зажечь главную олимпийскую чашу, много спорили. Долгое время им должен был стать космонавт Алексей Леонов, но затем было решено отдать это право спортсмену. В партии предложили кандидатуру грузина Виктора Санеева, который на тот момент уже был трехкратным олимпийским чемпионом. Но затем председатель Моссовета Владимир Промыслов заявил, что соревнования проходят в Москве и потребовал москвича. В итоге Санеев внес факел на стадион, а олимпийскую чашу поджег олимпийский чемпион 1972 года Сергей Белов.

Источник: «Газета.ру»
11.03.2013 08:22