До того, как стать легендой при жизни, Василий еще мальчишкой познакомился с футболом и вместе с друзьями гонял мяч на пустырях Царицына. Конечно, не оставались без внимания матчи ведущих городских команд на Сенной площади и других площадках. Причем сначала Вася играл в поле, но как-то пришлось встать в «рамку», да так в ней и остаться.
Затем в его жизни были школа ФЗО (фабрично-заводского обучения – что-то вроде ремесленного училища), комсомол, армия… Кстати, в составе своего воинского соединения он стал чемпионом военного округа.
Демобилизовавшись, Василий вернулся в родной город и жить без футбола уже не мог. Говорят, что начал играть за команду «Красная звезда» (от завода имени Ермана), но эту информацию еще нужно уточнять. Точно известно, что с 1935 года Василий Ермасов играл за команду завода «Красный Октябрь» (чуть позже – «Металлург»), которая в эти годы становилась сильнейшей в Сталинграде, и годом позже даже стала чемпионом города, опередив «Зенит» (впоследствии - «Баррикады», «Ротор») и СТЗ (впоследствии - «Трактор», «Торпедо»).
Перед сезоном 1940 года тренер сталинградского «Трактора» Юрий Ходотов пригласил 27-летнего почти двухметрового вратаря в свою команду. В дебютном сезоне в классе «А» Ермасов сыграл за тракторозаводцев 17 матчей, в которых пропустил 25 мячей. А через полтора года началась война.
«Весть о нападении фашисткой Германии на СССР застала нашу команду в Сталино, где мы готовились к игре с местным «Стахановцем», – вспоминал Василий Ермасов. – Игра была 26 июня, когда война шла уже несколько суток. Впервые пришлось видеть, что на трибунах есть свободные места. Во время игры игроки то и дело задирали головы и смотрели на пролетающие фашистские самолеты. Мы победили – 3:2, но опять же впервые я видел, как после победы мои товарищи по команде шли в раздевалку молча с опущенными головами…»
Первое, что сделали футболисты «Трактора» после матча – отправили в Сталинград телеграмму: «Просим считать весь состав команды «Трактор» мобилизованным на фронт. Вместо Минска выезжаем в Москву для выяснения обстановки». Позже с руководством команды связались специалисты отдела футбола Всесоюзного комитета физкультуры. Они сообщили, что чемпионат страны по футболу прерван, а команде было сказано: «Выезжайте домой, на месте решайте, как лучше оказать помощь фронту».
– В парткоме тракторного завода нас сразу определили по цехам, где были нужны рабочие руки, – рассказывал Ермасов. – Буквально из кабинета пошли по рабочим местам и стали работать для фронта. Меня, как специалиста общественно питания (Василий Владимирович имел специальность повара, правда, когда именно он ее получил - в армии или до нее - нам пока не известно – прим.авт.) военкомат отправил в госпиталь. Персонала не хватало. Делали всё, что надо было в конкретную минуту. Работали по 16-18 часов в сутки.
3 сентября 1942 года, когда враг был уже у стен Сталинграда, госпиталь эвакуировали. Ермасов остался в родном городе защищать его. Был зачислен к разведчикам. Выполнял специальные задания в оперативной группе НКВД на заводе «Красный Октябрь», а затем в разведывательной спецгруппе Сталинградского управления НКВД. В последствии был награжден медалями «За отвагу» и «За оборону Сталинграда». Вот что говорилось в наградном листе: «Тов. Ермасов с первых дней боев за Сталинград находился на передовой линии фронта. Выполняя специальные задания Управления НКВД, проявил мужество и самоотверженность. Активно участвовал в укреплении и обороне участка фронта на заводе «Красный Октябрь». При непрерывной бомбежке территории завода авиацией противника, по заданию командования минировал подходы к территории завода. При прорыве группы автоматчиков в районе клуба им. Ленина принял участие в их уничтожении. Работая по связи со штабом 62 армии, при всех условиях выполнял все задания быстро и в срок».
После окончания Сталинградской битвы генерал-лейтенант Воронин назначил Василия Ермасова ответственным секретарем областного Совета «Динамо». А уже через неделю его вызвал к себе первый секретарь обкома ВКП(б) Алексей Чуянов. Вопрос перед Ермасовым поставили такой: «Можете ли на майские праздники провести междугородний матч?». Не смотря на то, что большинства игроков «Трактора» в городе не было, Василий Владимирович ответил: «Сталинградцы могут всё»! В итоге Ермасов, став одним из организаторов матча местного «Динамо» со столичным «Спартаком», блестяще справился с заданием. Еще и сам сыграл в воротах.
Позже столичный поэт Олег Дмитриев написал об этом матче, упомянув двух легендарных вратарей, такие строки:
«Как играли, как поле нашли,
Как спортивную форму достали,
Там, где не было пяди земли,
Не изрытой осколками стали!
Сталинградец любой понимал,
Что ушли безвозвратно невзгоды,
Если «Трактор» «Спартак» принимал
У себя, как в хорошие годы.
Переживший погибельный шквал
На не отданных волжских высотах,
Двухметровый Ермасов стоял
За воскреснувший «Трактор» в воротах.
Из вратарской площадки
Носком
Пустотелую гильзу откинув,
Наблюдал за своим «Спартаком»
Знаменитый голкипер Акимов.
В Сталинграде звенела игра,
Как родник посредине пустыни!
Ведь недаром ее
Мастера
Всю до малости
Помнят поныне.
Пело тело тугого мяча
Слаще меди в победных оркестрах,
Как мелодия жизни звуча
Для немногих болельщиков местных.
Тот украдкой слезу вытирал,
Те «Ура» упоенно кричали.
В Сталинграде «Спартак» проиграл,
Да Акимов глядел без печали.
Конечно, справедливости ради заметим, что автор этих прекрасных строк не был в теме до конца, поэтому сталинградскую команду назвал «Трактором», хотя это было «Динамо», да и форму сталинградцы не доставали – её привезли и подарили спартаковцы. О матче – совсем другая история. Об этом мы напишем позже.
В июле 1944 года «Трактор» вместе с Ермасовым принял участие в розыгрышах Кубка ВЦСПС и Кубка СССР, а уже на следующий год, 20 мая, возобновился чемпионат Советского Союза.
До 1949 года Василий Ермасов выступал за «Трактор», а затем перешел в местное «Динамо», в котором стал одновременно играющим тренером. В родном городе легендарный вратарь поработал старшим (в наше время – главным) тренером «Торпедо», «Металлурга», был начальником команды «Трактор».
В 1962 году окончил институт физкультуры. Несколько лет работал в областном спорткомитете и был секретарем партийной ячейки организации.
Один сезон в 1974 году работал начальником команды «Сталь» (Орёл). Известно, что как раз перед тем, как туда поехать, работал на сталепроволочно-канатном заводе – возглавлял цех здоровья (да, был и такой!).
В 1978 году Василий Владимирович входил в оргкомитет турнира ветеранов футбола – динамовских команд, которые были посвящены юбилею Сталинградской битвы и упомянутого матча. Был организатором ежегодного турнира «Кубок Пономарева», на который приезжали весьма сильные команды.
До самого конца своей жизни Василий Ермасов был с футболом. С удовольствием посещал детско-юношеские соревнования и старался не пропускать матчи волгоградского «Ротора». Он, как никто другой, достоин того, что бы его именем назвали или стадион, или манеж, а может и улицу города-героя. Василий Ермасов не только легендарный футболист, но настоящий защитник Сталинграда. У него нет медали чемпиона или призера чемпионата СССР. У него вообще всего две медали. Зато каких! Таким земляком можно и нужно гордиться.