Информационное агентство "Спорт-34"
+10
Информационное агентство Спорт-34





Наталья Вихлянцева: «Чем выше, тем лучше»

18-летняя волгоградка за этот год сделала огромный шаг вперед, продвинувшись более чем на 600 позиций в мировом рейтинге.

Сначала Наталья Вихлянцева обошла в рейтинге опытную волгоградку Марину Шамайко, а недавно пробилась в число 300 лучших теннисисток мира. Скептики, конечно, говорят, что Маша Шарапова в 16 лет уже всех громила. Но всем известно, что таких как Шарапова – одна на несколько миллионов. Да и в конце концов пусть сами возьмут в руки ракетку и пробьются в 300 лучших.

– Теннисом вообще сама решила заниматься или родители отвели?
– Мне было семь с половиной лет, когда моя крестная предложила после школы ходить в секцию тенниса. Попала я в группу к Елене Валентиновне Дмитриевой, у которой и занималась. С первого раза мне очень понравилось, буквально рвалась на тренировки, считала часы. Занималась с большим удовольствием. Но первые годы, кроме «внутриклубных» соревнований, ни в каких турнирах участия не принимала.

– А когда почувствовала вкус первых побед?
– В 10-летнем возрасте нас, целую группу, повезли в Турцию на детский турнир. Там-то я выиграла в первый раз. Это мне так понравилось, что захотелось играть еще больше. И, конечно, очень тогда хотелось, чтобы каждый мой следующий турнир заканчивался также.

– А помнишь, что получила за победу в этом турнире?
– Кубок и фирменную сумку. Соревнования были очень здорово организованы. Когда они завершились, был устроен праздничный банкет, где ребят награждали по разным номинациям, что тоже очень хорошо запомнилось.

– Когда стало понятно, что надо переходить на другой уровень тренировочного процесса?
– Где-то в 12-13 лет я перешла к Евгению Николаевичу Дрожжину, который в свое время работал с Эдуардом и Николаем Давыденко. И по сегодняшний день я тренируюсь с ним и пока что-то менять кардинально, не планирую. Я считаю, что переход к Евгению Николаевичу дал мне очень много в плане роста мастерства. С ним я стала ездить уже на международные турниры. Меня даже полностью устраивало то, что мы не форсировали участие в сильных турнирах, а плавно подбирались к каждому уровню. И так постепенно от турниров пятой категории дошли до турниров юниорского «Большого шлема». Получила звание мастера спорта.

– Когда «путешествуешь» по Европе с турнира на турнир, тренер в вояжах с тобой?
– Нет. Евгений Николаевич остается здесь, поскольку у него есть и другие воспитанники, и дети в том числе, которых бросать нельзя. А со мной в основном моя «команда-семья»: папа, мама, брат.

– И кто же берет на себя роль «тренера»? Кто подсказывает, куда бить мяч, на какой линии стоять?
– Как правило, мама. Во время матча, конечно, никто не может подсказывать, а вот во время подготовки мама дает советы. Это не просто так. Она знает практически весь тренировочный процесс Дрожжина, со стороны подмечает те нюансы, которые я не всегда помню. И тут подсказки мамы вполне уместны. И, конечно, поддерживаю телефонную связь с тренером, который в любое время всегда поможет правильным советом.

– Когда ты находишься в Европе или Америке, берешь какие-то уроки у других тренеров или, может, посещаешь мастер-классы великих теннисистов?
– Да, конечно. Думаю, без этого никак нельзя, поскольку развиваться надо во всех направлениях. Ведь одно дело игровые упражнения и другое дело – физподготовка, фитнес. Я восемь месяцев провела в США в Академии Ника Боллетьери (город Брейдентон, штат Флорида. – Прим. авт.) в элитной группе игроков. Он сам постоянно руководил всем процессом, все происходит под его надзором.

– Насколько я знаю, в эту академию стоит очередь желающих. Как тебе удалось туда попасть?
– По контракту. После удачного выступления в прошлом году на «Большом шлеме» в Париже мне предложили контракт с академией. Упускать такой шанс было большой глупостью. Там со мной некоторое время позанимался Чип Брукс – тренер Елены Янкович. В то время он был свободен, поэтому работал в академии. Так же с Патом Хариссоном – отцом Райана, который сейчас уже 127-й в мире. На соседних кортах тренировался японец Кей Нишикори, к примеру. Иногда нас ставили на тренировки вместе с теннисистами и теннисистками, входящим в Топ-50. Такие занятия дорогого стоят.

– А в чем суть контракта?
– Контракт, по сути, с агентством IMG. С этим агентством контракты у Новака Джоковича, Марии Шараповой и у многих других ведущих теннисистов. IMG так же занимается и другими видами спорта – легкой атлетикой, футболом, гольфом, баскетболом. К примеру, наша прыгунья Дарья Клишина имеет там контракт. Там же модельный бизнес и киностудия в Голливуде. Оно помогает в продвижении прежде всего. А по сути академия эта принадлежит агентству. Поэтому мне дали возможность там заниматься. Признаться, мне не сразу поступило это предложение. Агент, теперь уже мой, «высмотрел» меня еще осенью 2013 года, когда я играла на турнире в США. Подошел, задавал много вопросов про успехи, про планы. А контракт был предложен через полгода во Франции, когда я уже прошла несколько кругов на Roland Garros. Позже агент «продвинул» меня, грубо говоря, и теперь у меня есть контракты с Wilson и Nike.

– А здесь расскажешь подробности?
– По контракту с Nike есть куда стремиться, как говорится. Есть прописанная сумма, в которой шесть нулей за «первую ракетку мира». И дифференцированный подход. Чем выше я продвигаюсь по рейтингу WTA, тем больше годовая «премия». Причем тут сразу два «зайца»: и рейтинг растет, и кошелек толще.

– Помню твою первую фотографию в соцсети, когда ты выиграла свой первый чек, с подписью «У меня будет много таких»… Какое оно, первое чувство, после победы на таком турнире и куда потратила первые призовые?
– То был первый международный турнир. А до него выиграла турнир в Шахтах. Там тоже были призовые. Но тот чек, конечно, особое место в памяти. Чувство необыкновенное. Приятно побеждать – это любой спортсмен скажет. И деньги были не самоцелью, а именно победа на турнире. А победить удалось некоторых девочек, которые мест на 500-600 были выше меня в рейтинге. Тогда-то я почувствовала, что могу играть на их уровне. А призовые… купила себе по мелочам, остальное – родителям.

– Кто выбирает турниры, на которых играть?
– Иногда подсказывает агент или корпорация. Они советуют, на какой турнир какой категории поехать. Смотрят, где меньше затрат, где можно поднять свой рейтинг, или вообще договариваются с организаторами. Например, на крупный 500-тысячник в Китае агент договорился, и мне предоставили wild card. Сама бы я с моим рейтингом даже в квалификацию попасть не могла – на тот момент я была 588-й в рейтинге. Там мне удалось пройти во второй круг, где проиграла третьей ракетке мира Симоне Халеп. А победила стоящую 88-й Анну Фридзам.
А в основном координируем наши действия. И когда у агента нет «первого» предложения, выбираю турнир вместе с родителями.

– Почему в этом году не выступала на юниорских «Больших шлемах»?
– Я могла, конечно, там играть, но все же решили сделать ставку на взрослые турниры, чтобы поднимать рейтинг, что в принципе удалось – я вошла в Топ-300, хотя еще и года нет, как я стала там выступать. На юниорском уровне я дошла до 18-го места в мире, но думаю, мы правильно сделали, сосредоточившись уже на взрослых турнирах.

– Ваши успехи еще два года назад заметили в Америке, а в России что говорят?
– Тоже обратили внимание. Недавно меня включили в состав резерва национальной сборной страны, и за мной теперь постоянно следят Анастасия Мыскина и Динара Сафина. Кроме того, теперь Федерация тенниса России оплатит мне участие в нескольких турнирах как кандидату в сборную. Сколько точно – не знаю, но в пределах шести-десяти, что, конечно, тоже неплохо. Для нас, для моей семьи, это, безусловно, солидная помощь. Ведь волгоградская федерация тенниса в этом плане вообще что-то сделать не в состоянии.

– В других городах не так?
– Конечно, не так. Там вкладывают в самых способных, а потом, грубо говоря, получают прибыль и снова вкладывают в самых перспективных. И таким образом развивают теннис в своих регионах. Собственно, так во всем мире делается. А у нас, как говорит папа, все гипертрофировано.

– Известны случаи в балете, когда конкурентки друг другу откровенно вредят. Стекла в обувь подкладывают, клеем мажут. В теннисе такое бывает?
– Ну до такого не доходит. Во всяком случае, я о таких проделках не слышала. В основном теннисисты вполне дружный народ. Бывают, конечно, редкие случаи откровенной ненависти друг к другу. Но в основной массе соперничество только на кортах. За пределами – очень дружелюбно.

– У тебя много друзей-подруг уже?
– Да. Поскольку я легко говорю на английском и французском языках, у меня нет проблем в общении. Очень много людей, с кем общаюсь с удовольствием.

– А с великими мира сего удавалось?
– Да. С Новаком Джоковичем, к примеру. Совершенно добродушный человек, как мне показалось. Никакой мании величия. И пообщаться, и сфотографироваться вместе не проблема. Здесь есть другая деталь – молодежь, которая пробивается по сетке турнира к великим, часто предупреждают, что на совместных обедах и тренировках нельзя подходить к ним с просьбами об автографе или селфи, не надо смотреть на них глазами по «пять рублей». Так и говорят: «Вы уже в этом мире, и вы на равных!» В принципе и обратная «связь» становится такой же. Однажды на тренировке в академии мне дали лучший, первый корт. Понятное дело, что он в основном предоставляется игрокам Топ-уровня, которые где-то в «полтиннике» рейтинга. И вот я тренируюсь. Приходит Кей Нишикори на тренировку и удивляется – корт занят! Спрашивает: «А кто это тут?» Ему отвечают, что это девочка из России. «Ничего себе!» – сказал Нишикори и пошел на соседний корт.

– Весь женский мир тенниса сейчас разделен на поклонников Серены Уильямс и Маши Шараповой. А ты за кого?
– Честно – я восхищаюсь обеими! Никому не могу отдать свои предпочтения и у обоих учусь.

– Ну а какие ближайшие цели, задачи ставишь перед собой?
– Сейчас стремлюсь к тому, чтобы поднять свой рейтинг до такой точки, которая бы позволила попадать в квалификацию турниров «Большого шлема». Ну дальше – чем выше, тем лучше.

Текст и фото: Сергей Хохлов, «Волгоградская правда»

Титулы и финалы Наталья Вихлянцевой

ЮНИОРЫ


Одиночный разряд

Титулы
2013
12th Abu Dhabi ITF Junior Championships (Абу-Даби, ОАЭ)
Governor Cup (Санкт-Петербург)
2014
Donetsk City Cup (Донецк, Украина)

Финалы
2013
12th Sanxenxo International Junior Tournament (Понтеведра, Испания)
2014
Simacek ITF Junior Open Linz 2014 (Линц, Австрия)
III Abierto Juvenil Mexicano (Мехико, Мексика)

ЮНИОРЫ
Парный разряд
Титулы
2012
Nokia Junior Cup (Vierumaki, Finland)
2013
Almetievsk Open (Альметьевск)
2nd Torneo Internacional Junior de Pontevedra (Понтеведра, Испания)
2014
Donetsk City Cup (Донецк, Украина)

Финалы
2013
PSS ITF Juniors Tournament (Абу-Даби, ОАЭ)
Donetsk City Cup (Донецк, Украина)
12th Sanxenxo International Junior Tournament (Понтеведра, Испания)
2014
Yeltsin Cup (Казань)
ITF Junior Ciutat de Vinaros (Винарос, Испания)
31° Torneo Internazionale U18 (Италия, Salsomaggiore Terme)

ВЗРОСЛЫЕ

Финал
2014
$10,000 Hilton Head Island, SC (Хилтон-Хэд-Айланд, США)
25.07.2015 10:46