В истории российского женского водного поло только две ватерполистки сумели выиграть все существующие клубные трофеи. Ирина Толкунова и Марина Акобия. Первая еще играет, причем вместе с дочерью за подмосковный «Штурм-2002». Вторая – завершила карьеру, но именно о ней пойдет речь, поскольку Марина Акобия – гордость и уже легенда волгоградского спорта.
Маленькая, толстенькая – какие ворота?
В спорт Марина пришла в семь лет. Было бы, конечно, удивительно, если бы девочка предпочла спорту кружок вышивания или бальные танцы, поскольку родилась она в спортивной семье. Папа, Дазмир Северьянович – директор школы по прыжкам в воду, мама – первая в истории Волгограда чемпионка Советского союза по плаванию в спринте Галина Степановна Самоварова. И оба в то время работали на тренерском поприще. Папа и стал первым тренером в секции по прыжкам в воду. Три года попрыгав с трамплина, Марина перешла в плавание, как с улыбкой говорит сама: «меня в плавание отдали». Но плавание совсем не понравилось. Видимо мамины гены были не прочны. «Мне совсем не было интересно плавать от бортика до бортика, – вспоминает Марина. – Ну вообще не мое! И спустя, наверное, полгода я оттуда убежала сломя голову!»
Но сам спорт влек к себе. Через какое-то время Марина Акобия оказалась уже в гандболе у известного волгоградского специалиста Василия Васильевича Бушнева. А протекцию составил, точнее направил в гандбол, никто иной как Левон Оганесович Акопян – основатель волгоградского женского гандбола. Правда, заниматься пришлось с девочками годом старше, поскольку у «75-го года» команды не было. Три года Марина отыграла в воротах этой команды и в 1990 году завоевала серебро первенства СССР среди девушек 1974 года рождения. В той команде «воспитывались» будущие лидеры «Ротора» (впоследствии «Аквы», «Динамо») Инна Волкова (Мохова), Наталья Барбун (Малахова, Тодоровска), Ольга Евчеренко (Буянова). Но в итоге, и гандбол, как-то поднадоел. То ли драйва не хватало, то ли еще чего-то, но Акобия решила «завязать».
– Не знаю почему, но меня как-то тянуло в единоборства, – вспоминает Марина. – Мама советовала пойти в водное поло, говорила, что у нас есть перспективная команда «Монолит». Но опять в воду не хотелось. Мне больше хотелось пойти куда-нибудь на дзюдо, к примеру. Помыкалась, помыкалась, да все-таки послушалась совета мамы, за что ей еще раз спасибо, и пошла в водное поло.
Со слов ватерполистки, идя в новый для себя игровой вид, она не собиралась там занимать место в воротах. Тем более со своим ростом 1,58 м. Познакомилась с тогдашним тренером «Монолита» Анатолием Владимировичем Пешковым, и на первой же тренировке, только прыгнув в воду, предложила тренеру попробовать себя в «рамке». «Вообще не знаю, почему это произошло, – говорит Марина Акобия. – Словно что-то свыше направило меня в ворота. Капитан «Монолита» Роза Алиева засмеялась. Потом уже призналась, что вообще не верила в меня, как во вратаря. Маленькая, толстенькая. Какие ворота?!»
Стали писать историю
Получалось, конечно, не все и не сразу. Но вместе с командой прогрессировала и Марина. Сезон пробыла вторым вратарем основной команды, а по «старшим девушкам» выиграла «бронзу» первенства страны. А уже осенью 1992 года Марина была призвана на сборы национальной команды России! В то время Анатолий Пешков был вторым тренером сборной, а возглавлял ее Михаил Накоряков. А «Монолит» набирал ход, принеся первые женские медали для волгоградского водного поло в 1993 году, написав страницу в славной истории нашего спорта. В этом же году, уже при других тренерах, Акобия дебютировала в национальной сборной, проведя два матча на чемпионате Европы в Шеффилде. Будучи еще вторым вратарем команды. «Серебро» того чемпионата стало первым успехом женской сборной России на международном уровне.
Но всякие проблемы в нашем спорте случались и тогда. «Монолит» перестали финансировать. Акобия и Алиева тренировались и поддерживали форму в Москве со СКИФом, и продолжали выступать за сборную страны. На следующий год Пешкову удалось найти частного инвестора, но и он вкладывал деньги не долго. После годичного перерыва, проведя еще один сезон, в 1995 году команда перестала существовать. Первая глава истории волгоградского женского поло на этом была окончена.
В Москву!
Игрок сборной России не мог остаться без вариантов продолжения карьеры. Первое последовало от Михаила Накорякова, который тренировал «Уралочку» из Златоуста. Обещал «квартиры, машины». Вторым подоспело предложение от Сергея Фролова, который возглавлял столичный СКИФ и сборную России. СКИФ не был профессиональным клубом, но был базовой командой национальной сборной. 7-9 игроков постоянно были в обойме. Но что-то там, конечно, приплачивали. Говорят, что бы на еду хватало. На семейном совете было решено отдать предпочтение столичному клубу, в пользу сборной страны – перспектив в любом случае больше. С ноября 1995 года Марина Акобия игрок СКИФа. В принципе, со стипендией члена сборной, с суточными во время сборов на жизнь, конечно, хватало. Но о «квартирах, машинах» мечтать не приходилось. Зато клуб скоро стал знаменит и уважаем в Европе. Европейские трофеи и финалы этих турниров шли один за другим. В сборной дошла до «бронзы» Олимпийских игр в Сиднее.
– Олимпийская команда – отдельная тема, – вспоминает Марина. – Мы не были подружками и за руки не держались. Так, дружили кучками. Но в играх всегда были дружны и друг за друга могли сделать все что угодно.
Перерыв на фитнесс
Всему хорошему когда-то приходит конец. А тут и удивляться нечему, если федерацию водного поло уже с того времени с постоянством сотрясают всякие скандалы. В 2002 году смена власти, смена тренера сборной, и… лучшего вратаря России, одного из лучших в мире, даже не приглашают в расширенный состав сборной. В клубе тоже стали рушиться отношения. По слухам, на Фролова оказывали давление, чтобы он наигрывал «под сборную» перспективную, молодую Валентину Воронцову. Но это малые беды. Большая добавилась, в мае 2003-го, когда ушла из жизни мама…
Одно к одному. Сезон на скамейке запасных СКИФа, отлучение от сборной страны, а стало быть, и от стипендии. Мизерной зарплаты в клубе стало не хватать. Тут вроде наметилось что-то положительное в виде приглашения в итальянский клуб из Палермо.
Однако Фролов и добро на переход сразу не дал и перспектив по клубу не озвучил. Что-то говорил в течении месяца, но никакой определенности. В итоге и в Италию не отпустил, пока была возможность для перехода, и по команде озвучил, что основным вратарем Марину он не видит. Запасным, на копейки, которые клуб платил, прожить в Москве невозможно. Надо было что-то предпринимать. А поскольку все клубы уже были укомплектованы, трансферный вопрос решать было уже поздно даже в пределах России. С водным поло пришлось закончить. В сентябре Акобия уже работала тренером в фитнесс-клубе.
Последнее возвращение в спорт
Спустя три года Марине позвонили. В Чехове («Штурм-2002»), кроме мужского водного поло решили развивать и женское. Позвонила Марина Панайоти, которая стала тренером команды и предложила поиграть в новой команде.
– Я не плохо уже зарабатывала в фитнесе, порядка 80 тысяч имела, – рассказывает Марина. – Решила, что уж если что-то опять менять, то менять на более лучшие условия. Ну и назвала такие цифры, что сама думала, на этом разговор и закончится. Но через какое-то время снова звонок и… «мы согласны!» Тут уж я сама присела от неожиданности. Честно. Я не была готова к возвращению в водное поло. Но уж раз «пошла игра» – надо играть. Тяжелова-то входила в форму, но затем все было хорошо. Выиграла последний европейский трофей, которого не хватало в коллекции. И вообще, нисколько не жалею, об этом возвращении. И считаю, что годы в «Штурме» были моими лучшими в карьере.
После сезона 2010/11, Марина Акобия окончательно простилась с водным поло как игрок. Еще сезона провела как помощник тренера, теперь снова работает в фитнессе, время от времени помогает ватерполисткам. Жизнь продолжается рядом с большим спортом.
СПРАВКА «ВП-СПОРТ»
Марина Акобия
Родилась 12 января 1975 года в Волгограде.
Заслуженный мастер спорта.
Бронзовый призер Олимпийских игр (2000, Сидней). Серебряный призер Кубка Мира 1997. Серебряный призер чемпионата Европы 1993,1997. Бронзовый призер чемпионата Европы 1999, 2001. Обладатель Кубка европейских чемпионов (1997, 1999 в составе московского СКИФа), обладатель Кубка Кубков (2001, в составе СКИФа). Обладатель Кубка Лен Трофи (2009, в составе чеховского «Штурма-2002»).
Трехкратный чемпион России (1996-98, в составе СКИФа), семикратный серебряный призер (1999-2002 в составе СКИФа, 2009-11 в составе «Штурма-2002»), двукратный бронзовый призер чемпионата России (1993 в составе волгоградского «Монолита», 2008 в составе «Штурма-2002»).
Четырехкратный обладатель Кубка России (1996-1999 в составе СКИФа).
Победительница Первой лиги чемпионата СССР в составе «Монолита» (1991).
Награждена медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени (2001).
Сергей ХОХЛОВ
«Волгоградская правда»