Волгоградская «Волжаночка», по сравнению с прошлым годом, выступила в чемпионате страны несколько хуже. Годом ранее подопечные Маргариты Исайкиной были третьими, сейчас – восьмыми. Как это оценивается внутри команды, мы узнали, пригласив в редакцию капитана команды Людмилу Васильеву и разыгрывающую Наталью Карленкову.
– Скажите, что у вас на душе после окончания сезона, в котором команда опустилась на пять строк?
Л.В.: Есть такое, что как кошки на душе скребут. Такая вот грусть-печаль. И вроде сначала все складывалось достаточно хорошо. А сейчас понимаешь, что всего одна игра в январском туре решила для нас очень многое. Всего одной победы не хватило, чтобы пройти в финальную шестерку. И не скажешь, что состав у нас стал слабее. И первый этап прошел очень хорошо, вот потом что-то подломалось.
Н.К.: Обидно, конечно, входить в сезон третьими, а становиться восьмыми. Самое, наверное, удивительное, что получалось так: либо у всей команды все идет хорошо, либо все у всех не получается. Совершенно было не понятно всем, что происходит. Вроде все стараются сыграть хорошо, но ничего не получается.
Л.В.: Так и есть. И вроде соперника знаешь, и знаешь, как он сыграет и как нужно сыграть тебе, ведь к каждым играли по несколько раз. Но хоть убей – не получается. Искали причины, находили много версий, вплоть до того, что нас сглазили. Признаться, так до сих пор и не поняли, почему это произошло.
– Может, стоит покопаться в психологии, причем общекомандной?
Л.В.: Да, скорее всего, именно там, поскольку не было такого, чтобы «проваливался» один игрок. Мы «валились» все вместе. Даже последняя игра сезона – показатель. Выигрываем первую партию, выносим соперниц во второй. Вроде все уже. Уже автобус завелся ехать домой, и тут раз-раз – и понеслось в нашу сторону.
Н.К.: Да уж, так и было. Вроде осталось 10-15 минут поиграть, полпартии потерпеть – и все, поехали домой! Нет же! Мы довели до такого, что проиграли партию. Не смогли переломить, перестроиться… И вот партию проиграли, нам надавали «пинков». Так после этого вышли и выиграли 25:13!
– В прошлом году многое строилось через Наталью Малых – основную ударную силу. Какого было играть без нее?
Н.К.: Конечно, Наташа в прошлом сезоне больше всех атаковала, забивала. Но при этом она могла забивать все мячи подряд и обеспечивать победу, а могла и «не играть», что приводило команду к проблемам. Сейчас же все стало равномернее. И первый темп забивает больше, и диагональные завершают атаки. То есть на все зоны передач приходит примерно поровну.
Л.В.: Мне чуть труднее ответить, поскольку сама теперь играла на позиции Наташи Малых. Но мне видится так: при ней, поскольку она молодая, перспективная, игрок молодежной сборной, и игра строилась через нее. Она получала процентов 70-75 передач. А сейчас все разложилось по зонам: 30-30-30, и нет конкретного человека, который будет постоянно завершать.
– Соперницам было сложнее, наверное?
Л.В.: Ну, конечно! На другой половине тоже ведь не дуры стоят. Они же понимали прекрасно, что больше следует опасаться Наташу. И блок в ее зону приходит. А сейчас им ориентироваться гораздо сложнее.
Н.К.: Должна же быть в наших действиях какая-то неожиданность для соперниц. Сейчас это больше.
– Наталья, вам вопрос: вы практически весь сезон отыграли без замен. Тяжело ли быть незаменимой, хотя для любого игровика очень важно и желанно быть в основном составе.
– На самом деле, очень трудно. Конечно, место в стартовой шестерке и на площадке – цель спортсмена. Но когда что-то не получается, а ты понимаешь, что и выйти некому, хотя бы на два-три мяча, очень тяжело психологически. Приходится самой себя как-то перебарывать, перенастраиваться. Хорошо, когда девочки помогают морально. Но так тяжело. Лучше, чтобы кто-то за спиной был. Вот на туре в Монино выпускали вместо меня вот так ,на 2-3 мяча Ладу Дергачеву. Я там сама «не играла», накосячила… Но на скамейке быстренько удавалось успокоиться, и снова в игру. Так легче и морально, и эмоционально.
– Но. если честно, вам хочется «напарницу», которая все равно станет конкуренткой за место на площадке?
– Хочется. Честно! А вдруг травма, не дай Бог, конечно.
– Скажите, а есть в команде человек, который может сыграть на вашей позиции в случае форс-мажора?
– Мне трудно тут рассуждать.
Л.В.: Если откровенно, то по игре замены Карленковой нет. А так, в принципе, Настя Кузнецова, Лена Мотченко и я можем сыграть в любой зоне. Наверное, кто-то из нас и сыграет там в каком-нибудь «диком» случае.
– А случаются «разборы полетов» по ходу самой игры? Вот подготовили атаку, а последний пас в другую сторону. Что тогда происходит на площадке?
Л.В.: Что касается «разборок» на площадке, то их практически не бывает.
Я продолжу Наташину тему. Здесь очень много зависит от нас. Вот если она дает плохую передачу, а мы исправляем, то она сама очень быстро «поднимается», возвращается в игру. А если получается так, что у нее не идет игра, да еще мы не помогаем, ей гораздо тяжелее. Плюс от того, что Наташа одна, в том, что она нас всех уже чувствует даже затылком. Она уже и одной рукой может пас отдать, и ногой научилась. Меня же, как мне кажется, она чувствует лучше всего. Но мы ведь всегда в паре стоим!
– Людмила, к вам. Давно-давно была такая традиционная рубрика «Капитан о своей команде». Скажите несколько слов о сезоне каждой из ваших партнерш.
Давайте попробуем. Мне очень понравился сезон Насти Кузнецовой. Для своего возраста она отыграла очень умно, мудро даже. Она стала психологически устойчивее, процентов на 98 понимает, где и куда играть. Появилась стабильность.
Таня Чаусова тоже молодец – стабильна в приеме. Стоишь с ней на приеме, и спокойно. Ей можно крикнуть в последнюю долю секунды: «Чау!», и ты знаешь, что она среагирует, поймет тебя. Очень довольна я Леной Мотченко и Викой Журбенко. Лена отыграла без особых провалов, обе здорово помогли нам с блоком.
Наташей Карленковой я вообще очень сильно горжусь. Она не только на площадке помогает, но и в другие сложные моменты. В этом сезоне, вне всяких сомнений, ей было тяжелее всех. Думаю, когда у нее появится «сменщик-конкурент», она заиграет еще сильнее, поскольку «человек за спиной» будет заставлять двигаться вперед.
Галя Шерснева, мне кажется, не полностью раскрылась в этом сезоне, хотя потенциал большой. Начало было шикарное, столько «печенек» набрала! А потом был достаточно продолжительный спад. Снежана Хайрулаева и Лада Дергачева растут, но пока времени на площадке проводят мало. Хотя видно, что они очень хотят играть больше, и их стремление похвально.
– Простите, что такое «печенька»?
– В нашей команде есть игра такая: за матч ты должен попасть в игрока соперника – в плечо, грудь, лоб… не важно куда. Главное, чтобы это было мощно, сильно, красиво и чтобы потом обязательно извиниться. Да, жестко, но это стимулировало. Вот за такое попадание – «печенька», и Галя набрала их больше всех. Вот когда мы забыли об этой традиции в середине сезона, игра у нас и ухудшилась.
– Сезон окончен. Слово «отпуск» сейчас самое лучшее?
Л.В.: Отпуск, конечно, замечательно. Но до середины мая мы еще будем тренироваться, работать над ошибками. Но, конечно, отдых ждем.
Н.К.: В этом году у нас, наверное, впервые получится полноценный отпуск. Раньше нас собирали на тренировки, а потом опять отпускали. Сейчас же отдохнем по-полной. Очень хочется провести отпуск где-нибудь, где есть море, песок, пляж и спокойствие.
– Если взять 10-балльную шкалу, какую оценку за сезон поставите команде? И чего хотите достичь в следующем сезоне?
Л.В.: Не больше пятерки нам можно поставить за этот год. Все-таки рассчитывали пробиться в финальную шестерку как минимум. Следующий год? Конечно, очень хотим пробиться в высшую лигу «А» и там закрепиться. Я вообще другой цели не вижу.
Н.К.: Полностью соглашусь с нашим капитаном и по оценке (выше мы просто не заслужили), и по целям. Надо расти, радовать результатами и себя, и родных, и болельщиков.