Завершилась спортивная карьера одной из самых великих атлеток Волгоградской области. Да что там, области? Здесь так же будет уместно ставить любое из слов «страны», «Европы», «мира». Официальное «прощание» состоялось в Москве, 2 февраля, на крупном легкоатлетическом турнире «Русская зима».
– Как-то незаметно вы ушли из спорта. Почему?
– Устраивать какие-то пафосные проводы я и не хотела. Единственное, о чем попросила, – чтобы на чемпионате мира в Москве перед трибунами уделили мне 5 минут, подарили букет цветов и объявили о моем уходе. И все. Но оказалось, что это невозможно. Очень жесткий регламент времени соревнований, где все расписано по минутам, плюс жесткая сетка телевещания свели эту возможность на нет. Мне потом объяснили, что с такой, в принципе, нормальной человеческой просьбой надо было обратиться месяцев за 5-6 до чемпионата. Но за полгода до чемпионата я еще планировала на нем выступить. Очень хотелось. Меня тогда успокоили, сказали, что устроят мне проводы на «Русской зиме». Что и было сделано.
– Трогательно было? Слезы наворачивались?
– Совсем нет. Думала, что буду дрожать, что расплачусь. Но на самом деле, я давно это уже пережила. Поймала себя на мысли, что еще на чемпионате мира, на котором хотела выступить, но наблюдала за ним с трибун, нисколько не кольнуло сердце. Уже совершено спокойно смотрела и анализировала события уже ни как спортсменка, а как-то по-другому. Наверное, как специалист или так, как смотрят тренеры, замечая какие-то мелочи. В общем, никакого волнения не чувствовала.
– Ну а почему не в Волгограде? Почему все-таки без торжественной части?
– Да не мое это – уходить с пафосом, с торжествами, с «поляной». Не хотела я из этого делать какой-то праздник, как свадьбу или массовое гуляние. Смысла в этом не вижу.
– Теперь вы больше времени проводите в областной думе, выполняя свои обязанности депутата. Какой ритм жизни проще?
– Главное диванного режима нет. А так, изменения, конечно, есть. Если раньше главным приоритетом были тренировки, а потом дума, то теперь наоборот – сначала дела думские, а в свободное время пробежки, тренировочный зал. Все-таки резко бросать подвижную жизнь нельзя.
– В думе тяжелее в плане психологии?
– Конечно! Здесь своя игра, порой грязная. В спорте все предельно ясно: победил – значит, ты чемпион, ты самый лучший. Здесь можно выиграть в каких-то вопросах, но тебя обольют грязью. А можно проиграть, но ты получишь почет и уважение, как герой. А к этому я привыкнуть не могу.
– Как с проектом нового легкоатлетического стадиона на «Монолите»?
– О-о-ох! Многие думают, что если Лена Исинбаева поговорила с губернатором, то все сразу сделается. На самом деле там есть огромные проблемы. Самая большая – там живут люди. Проблема поменьше, что стадион принадлежит военным. Так вот, чтобы дело начало двигаться, нужно как-то расселить 47 семей. А как это сделать? А кроме того, мы не знаем сколько народу там прописано. Конечно, можно в суде поспорить о законности проживания там людей, но нет ни малейшего желания выселять людей на улицу. Мы хотим все сделать мирным путем. Когда вопрос с расселением будет решен, тогда можно поговорить о шагах на пути к созданию современного стадиона. Причем мы рассматриваем вариант, что это будет чисто легкоатлетическая арена. Никаких футболов! У футболистов уже достаточно полей, а успехов – ноль. А у нас все-таки вид спорта, который приносит стране и области золотые олимпийские медали.
– А от «Зенита» футболисты отстали?
– Пока да. Но время от времени, видимо, когда становится скучно, начинаются всякие «вбросы». Мы, конечно, контролируем ситуацию и чаще придерживаемся принципа «собака лает – караван идет». Но как только начинаются настойчивые телодвижения – мы сразу включаемся. А так, конечно, они мечтают прибрать к рукам. Но это больше похоже на какой-то личный интерес, а не на интерес футбола.
– Вы побывали на Олимпийских играх в Сочи. Какие впечатления?
– В свете того, что перед Играми было много разной критики, от «зачем все это надо» и «зачем тратить такие деньги» до «ничего не успеют», было интересно посмотреть на то, что в итоге получилось. Я была в Сочи месяцев за шесть до Олимпиады, и мысли были: «а успеют ли все привести в порядок?» И оказалось, что все успели, все сделали, все подготовили. И уровень организации, от транспортной логистики до проведения соревнований, оказался если не идеальным, то очень, очень высоким.
Мое мнение, что Россия высоко подняла имиджевую планку как страны, способной принимать у себя топовые соревнования. А ведь реально, у нас за последнее время прошли и Универсиада, и чемпионат мира по легкой атлетике. Причем Универсиада и Олимпиада проходили не в Москве. Раньше-то что-то крупное – только в столице. И ведь нареканий от приезжающих делегаций не было! Многое поменялось. Даже в отношениях. Волонтеры – умницы. Они поддерживали доброжелательный дух Игр просто исключительно. На высочайшем уровне была обеспечена безопасность. И опять же – как вели себя люди обеспечивающие порядок и безопасность, это высший пилотаж. Был случай, когда я опаздывала на соревнования, а меня остановили и попросили показать содержимое. Каюсь, не сдержалась, что-то сказала, мол «вас не поймешь, то пускаете, то смотрите». Так вот сотрудники как-то в себя «проглотили» этот мой негатив, даже ухом не повели. Выполнили свою работу и пропустили. Мне потом так неловко стало, стыдно. Ведь они обеспечивают нашу безопасность, делают свое дело. И еще подумала – скажи я все это где-то в аэропорту или еще где, наверняка с особым цинизмом досмотрели бы в полном объеме, крайне медленно и с особым пристрастием, чтобы потом не "вякала". А тут совершенно другой уровень поведения. До сих пор неудобно за свои слова. Еще произвело впечатление использование паспорта болельщика. В какой-то мере это ограничение «свобод передвижения», с другой стороны, в целях безопасности каждый отслеживается, где он прошел, во сколько, когда вышел. Думаю, этот опыт обязательно будет перенят в мире на крупных мероприятиях.
– Вы как спортсменка побывали на Играх в Сиднее, Афинах, Пекине, Лондоне. В сравнении уровень Сочи выше?
– В мелочах всегда можно найти изъяны, даже в Сочи. Но наши Игры отличает отсутствие крупных недочетов. В Сиднее, например, по утрам в олимпийской деревне было холодно. Вероятно, отопление было на экономрежиме. До деревни от стадиона час езды. В Греции стены можно было проткнуть пальцем, ручки у дверей отваливались. Здесь такого не было. Я много общалась со спортсменами, была в номерах олимпийской деревни, и отличия в лучшую сторону очень большие. В общем, теперь, России надо брать больше соревнований – опыт приобретен колоссальный.
– Вы ожидали, что Россия выиграет неофициальный командный зачет?
– Если честно – нет. Мои прогнозы были четвертое-пятое место и шесть-семь золотых медалей. А тут такой финишный спурт, что голова кругом шла. И такая жирная точка в лыжном марафоне, что окончательно все забыли о провале хоккеистов. А ведь до Игр подавляющее большинство людей считало, что если хоккеисты победят, а в общем зачете мы окажемся даже на пятом-шестом месте, то Олимпиада все равно удалась. А получилось так, что о хоккее все забыли. В какой-то мере хоккеистам повезло, что у нас пошли медали в бобслее, шорт-треке, сноуборде, биатлонной эстафете и лыжном марафоне. Про них просто забыли. А так, наверное, ругали бы долго.
– Каким видите свое будущее?
– Ой, затрудняюсь ответить. Даже не знаю. Скоро выборы, и совершенно не могу прогнозировать, пройду ли я в думу на следующий срок. Более того, я не знаю, хочу ли я этого. Конечно, я уже получила большой опыт работы в областной думе, и этот опыт очень мне пригодится в жизни. Но как повернется – не знаю. У меня есть еще областная федерация легкой атлетики, где тоже работы предостаточно. Еще есть мысли о тренерской работе, что раньше я вообще отметала и не рассматривала. Но сейчас к этому уже другое отношение. Вероятно, я в чем-то меняюсь. Есть еще варианты карьеры совершенно в другом направлении. В общем, у меня сейчас период раздумий и размышлений. И я даже не могу сама себе сказать, какое из направлений победит. Возможно, спустя какое-то время, оно само меня найдет. Но в любом случае, я честно выполняю сейчас то, что должна выполнять, и начатые дела очень постараюсь довести до конца.
– Сами что-нибудь хотите сказать, о чем я вас не спросил?
– Хочу всех женщин Волгограда и Волгоградской области поздравить с наступающим женским праздником. Добра, счастья и тепла.
Сергей ХОХЛОВ.