Завоевана медаль была в составе эстафетной команды 4 по 400 метров. Ольга бежала на первом этапе, обеспечив место команде в тройке лидеров. На остальных этапах россиянки сумели обойти еще одну команду и финишировали вторыми, вслед за командой Великобритании, что, конечно, же большой успех.
– Эта медаль в вашей карьере самая ценная? С такого вопроса началась наша беседа с волгоградской героиней чемпионата Европы в Гетеборге.
– Пока да. Я к этому очень долго шла, работала. Много перетерпела, и, конечно, очень рада этой награде. Но сейчас уже стараюсь не вспоминать об этом, поскольку впереди новые старты, уже идет подготовка к ним. Надо двигаться вперед.
– На лаврах, стало быть, не почиваете.
– Смысла в этом у спортсменов нет. Тем более сейчас, во время перерыва между зимним и летним сезонами. Он всегда маленький, поэтому нужно успеть проделать необходимую работу. В ближайшие выходные уже уезжаем на сборы.
– Имея медаль европейского масштаба, какие цели теперь ставите перед собой?
– Сейчас я готовлюсь к летнему Кубку Европы и всемирной Универсиаде. Конечно, очень хочется попасть на чемпионат мира в Москве. Во-первых, он «домашний», а во-вторых, я почувствовала в себе силы. Поэтому очень хочется там выступить и побороться за высокие места. Но, конечно, туда надо будет еще отобраться. Пока же цели – хорошо выступить на стартах, о которых сказала выше. Хочется попасть в личные состязания. Для этого надо показать достойный результат. Правда, какие нормативы мы должны выполнить, еще не знаем, но в любом случае бежать надо будет быстро.
– Новые цели, новые желания. А как вообще пришли в бег, и почему именно 400 метров?
– Меня в седьмом классе учитель физкультуры сам отправил в легкую атлетику. Так вот и пошла, и главное, так и осталась. Понравились тренировки, понравились соревнования. А там медальки, подарки всякие тоже очень нравились. Так и вжилась в легкую атлетику. А сейчас даже представить себе не могу, чем я могу заниматься, если не бегом.
– А когда к вам пришло осознание, что легкая атлетика для вас уже не хобби, а профессия. И что именно этим нужно зарабатывать на жизнь?
– Когда закончила институт и встала перед выбором: либо оставаться действующим спортсменом, либо идти работать по профессии. Решила остаться в спорте, и пока видно, что не зря.
Что касается дистанции, то до 2007 года я жила и тренировалась в Красноярском крае. Бегала короткий спринт 100 и 200 метров. И как-то тренер сказал, что лучше перейти на 400, где у меня должно получаться лучше. Да и шансов пробиться куда-нибудь тут побольше. Да, в принципе, мое согласие и не важно было для него – сам взял и перевел меня. Так и перешла на эту дистанцию.
– А как вы переехали в Волгоград?
– Решение было спонтанное. Как-то познакомилась с Алексеем Товарновым – волгоградским копьеметателем. Тесно общались, что в итоге вылилось в свадьбу – теперь он мой муж. Но тогда он предложил переехать в Волгоград, где есть возможности тренироваться и есть тренеры высочайшего уровня. Сначала познакомилась с Владимиром Николаевичем Типаевым. О нем я много знала по его работе с Екатериной Лещевой. Антонина Кривошапка тоже много о нем рассказывала. Поэтому особых сомнений не было. Я приехала домой с очередных соревнований и заявила маме, что уезжаю жить в Волгоград.
– Вы уже тогда собирались замуж за Алексея?
– Нет, тогда вопрос так еще не стоял. Встречаться – да, конечно. Чувства определенные были. Где-то год мы еще встречались, и только потом решили пожениться.
– Но, в общем, ехали не в лес густой.
– Ну конечно! Ехала к конкретному человеку, к конкретному тренеру.
– Чем вам Типаев-тренер так понравился?
– Результатами. То, что он умеет готовить спортсменов – сомневаться не приходилось. Характер его тренировок я знала от девушек, которых он готовил. Пообщавшись с ним лично, поняла, что все будет хорошо.
– Никогда не жалели о переезде?
– Нет. Да уже и поздно жалеть – у меня тут семья, ребенок родился. Не переехала бы и семьи не было бы. Да и результаты пошли в гору. В общем меня все устраивает.
– У вас в семье два действующих спортсмена, да еще члены сборной. Легко ли уживаетесь в соревновательный период?
– Мы всегда друг друга поддерживаем. Конечно, у каждого случаются неудачные старты, тяжелые тренировки. Мы проходим через одинаковые трудности. И, наверное, лучше чувствуем те моменты, когда поддержка самого близкого человека особенно важна. Когда у нас родился ребенок, Алексей очень мне помогал. Возможно, из-за этого, в том году у него падали результаты. Сейчас дела уже лучше. В общем, на почве спорта разногласий у нас не возникает. Вместе радуемся успехам, вместе успокаиваемся после неудач.
– Советы друг другу даете?
– Ну может только по мелочам. Так в дела друг друга не лезем в силу совершенно разной специфики. Бег и метания уж слишком непохожи. Здесь в любом случае надо слушать своего тренера.
– Ну а, например, покрасить копье в ваш любимый цвет, никогда не просили мужа?
– (Смеется.) Нет, мне такое в голову еще не приходило. Думаю он не согласится. Тут ведь у каждого свои приметы. Как вот про машины говорят: перекрасил – обязательно что-то случится.
– А сами пробовали метать копье?
– Да. Но получилось очень плохо поэтому я оставила это дело.
– Принято считать, что вершина спортивной карьеры – участие в Олимпийских играх. Вы мечтаете об Олимпийской медали в Рио-де-Жанейро?
– На данный момент я не брежу олимпийской медалью. Такая мысль не сверлит мне голову. Я стараюсь жить ближайшими событиями и готовлюсь непосредственно к тем стартам, которые скоро предстоят. Думаю, что к моменту, когда пойдут отборочные соревнования, если я буду чувствовать, что могу побороться за путевку – обязательно это сделаю. Но сейчас загадывать не стоит.
– Для вас большое значение имеет выступить на крупных стартах не только в эстафетной команде, но и в личном зачете?
– Очень хочу выступать и там, и там. В принципе, бежать везде нужно быстро. И титул есть титул – не важно, в эстафете он завоеван или в личном зачете. Но все-таки личная медаль – это личная медаль. Только твоя! Поэтому, конечно, хочется выступать и выигрывать в индивидуальных забегах.
– 100 и 200 метров слишком коротки для тактической борьбы. Вдохнул, на финише выдохнул. А вот на 400 метров можно обыграть соперниц за счет тактики?
– 400 метров все бегут по-разному. Кто быстро начинает, кто наоборот медленно, поэтому здесь у всех существует своя тактика. Особенно при беге на крытых аренах. Как вот на чемпионате Европы нашу девушку Ксению Усталову в полуфинале, на входе на общую дорожку толкнули, она упала и не смогла продолжить соревнования. Поэтому нужно бежать и думать, куда двинуться, как ноги перебирать и еще силы оставить на финиш. В общем, здесь тактика – немаловажный фактор.
– В этом плане многих своих соперниц успели изучить?
– Особо никого не изучаю, но знаю, как большинство бегут первые 200 метров. Я стараюсь бежать в своем темпе, поскольку если начинать под кого-то подстраиваться, чрезмерно контролировать, концовка дистанции может не получиться.
– Бывают ли такие старты, когда не важно занятое место, а важен результат (время) бега?
– Место, думаю, важно всегда и для тренера, и для меня. Но, в принципе, такое бывает, когда ставишь задачу именно пробежать за определенное время, не обращая внимания на то бежит ли впереди тебя кото-то или нет. У меня такое было после рождения ребенка, когда нужно было показать именно результат. Напомнить о себе как о спортсмене. Чтобы вновь войти в обойму ведущих. А сейчас уже да – занятое место очень важно.
– Что можете пожелать юным спортсменам, которые только-только начинают заниматься легкой атлетикой?
– Прежде всего терпения. Чтобы достичь чего-то большого, нужно очень много перетерпеть. Ну и, конечно, трудолюбия и целеустремленности.