После того как она трижды не взяла высоту 4 м 75 см и закончила соревнования четвертой, спортсменка заявила корреспонденту «Ъ» ВАЛЕРИИ МИРОНОВОЙ, что ей надоело позориться и поэтому, возможно, она возьмет годичный тайм-аут. Однако Исинбаева подчеркнула, что не собирается завершать спортивную карьеру, поскольку для нее очень важно выступить на Олимпиаде 2012 года в Лондоне и на летнем чемпионате мира 2013 года в Москве. Золото в Дохе выиграла бразильянка Фабиана Мюрер, серебро – россиянка Светлана Феофанова, бронзу – Анна Роговска из Польши.
– В чем, на ваш взгляд, заключаются причины вашего неудачного выступления в Дохе?
– Вроде начальную высоту 4 м 60 см взяла легко. Чувствую себя шикарно. А потом посидела чуток, и, видать, все нарушилось. Мы с тренером планировали пропустить 4 м 70 см, потом прыгать 4 м 75 см и 4 м 85 см. Первопричиной всего со мной происходящего я считаю моральную усталость. Выхожу с одним настроем, а происходит все иначе. Хотя бег, техника – все на высочайшем уровне. В Берлине я была пустая, сейчас, наоборот, и настрой хороший, и желание выиграть бешеное. Почему этого не происходит? Видите, даже сильно не расстроилась и плакать не хочется. Значит, надо отдохнуть, отрешиться от спорта и пропустить весь нынешний сезон. Только что мне эта мысль в голову пришла, сейчас пойду поделюсь ею с Виталием Петровым. Если дальше так будет продолжаться, я рискую растерять все, что имею. Да и вообще, хватит уже позориться.
– Как вы объясните казус в квалификации, когда высоту 4 м 55 см вы взяли лишь с третьей попытки?
– Два с половиной часа я ждала своей очереди, а перед моим прыжком возникла техническая проблема со стойками. Пришлось ждать еще полчаса. И потом, разозленная, я не смогла сразу обуздать эмоции. Кстати, не ожидала, что для выхода в финал другим девочкам хватит 4 м 45 см. Я заказала 4 м 60 см, а когда увидела, что происходит, попросила опустить планку на 4 м 55 см.
– Сначала на чемпионате мира в Берлине, потом на «Русской зиме» в Москве вы активно говорили про свой возраст. Так вы готовите болельщиков к своему уходу?
– Действительно, я готовлю публику, чтобы потом сюрприза не было. Но все равно если я что-то такое и говорю, то не специально. Когда тебя все вокруг спрашивают, как же, мол, у вас не получилось, то приходится отвечать, что я не робот, а девушка. И у меня бывает хорошее и плохое настроение. Для того чтобы ставить рекорды, я должна чувствовать себя прекрасно и у меня должно быть все, что я хочу.
– О чем вы думаете, когда остаетесь одна?
– Молюсь о покое души. Мне все чаще становится тревожно, появляется неуверенность. Отчего? Сама не понимаю. Наверное, все-таки оттого, что я постоянно испытываю колоссальное психологическое давление. От меня все везде и всегда ждут побед и рекордов – тренер, менеджеры, спонсоры, болельщики. И сама от себя я тоже многого жду. Конечно, мне хочется всех радовать, чтобы те, кто со мной работает, не жалели об этом.
– Но ведь у каждого человека помимо удовлетворения от хорошо сделанной работы должны быть и другие радости?
– У меня есть близкие люди, забота о которых тоже приносит радость. Я много занимаюсь благотворительностью, в Волгограде езжу по детским домам, вожусь с детьми. Причем делаю это с огромным удовольствием. Есть девочка, о которой я забочусь особенно и которую, точно знаю, уже никогда не оставлю. Она болела, выздоровела и теперь начала заниматься прыжками с шестом. Ее я обеспечиваю полностью. У меня есть своя семья, родители, которые живут полностью за мой счет, родная сестра, племянник. Слава богу, что я абсолютно независимый человек, могу позволить себе все, и у меня есть люди, с которыми я могу поделиться своими радостями и печалями.
– В чем разница между «Золотой лигой» и пришедшей ей в нынешнем году на смену «Бриллиантовой лигой»?
– Соревнования в принципе одни и те же, и состав участников тот же. Вот только разбросали турниры по разным континентам. Теперь придется летать и в Китай, и в Америку, и еще куда-то. Большой минус в том, что теперь не будет миллиона, за который мы боролись, стараясь выиграть все шесть соревнований «Золотой лиги». Конечно, такого сильного стимула, чтобы выигрывать все турниры, уже нет. Просто победа ради победы.
– Вам важно, что вы рекламируете?
– Я никогда не буду рекламировать табак, алкоголь или чистящие средства. Себя я отождествляю только с тем, что показывает силу уверенной в себе красивой женщины, которая идет к своей цели. Поэтому я с удовольствием рекламирую, например, парфюмерную продукцию.
– Президент Всероссийской федерации легкой атлетики Валентин Балахничев высказывал намерение приглашать вас на сборы российской команды. Вам самой это нужно?
– Конечно, когда ты далеко и вокруг иностранная среда, то начинаешь тосковать. Кажется, о тебе все забыли и никому ты не нужна. Но когда я приезжаю, например, в Москву, то понимаю, что все это только в моей голове. Все помнят, все ждут. Так что, возможно, я когда-нибудь присоединюсь к команде на сборе, но конкретных планов у меня пока нет. Было бы здорово, если бы россияне приезжали ко мне на базу в Италию. Думаю, это реально.
– Валентин Балахничев рассматривает сейчас варианты для заключения взаимовыгодного контракта между российской федерацией и федерацией какой-либо другой заинтересованной в разностороннем обмене страны. Насколько подобный опыт может повлиять на рост результатов?
– Безусловно, такие соглашения нужны. Россиянам необходимо готовиться в хороших условиях, в том числе погодных. Допустим, в Португалии зимой тепло, и если наши туда поедут, то смогут купаться в океане, поправлять здоровье, залечивать травмы. В мире такие соглашения – распространенная практика. Италия, например, дружит с Аргентиной, и спортсмены ездят туда-сюда определенное количество дней в году.
– А вдруг вам так понравится отдыхать, что вы в спорт уже не вернетесь?
– Чему быть, того не миновать. Но я знаю, что я целеустремленная и никогда не останавливаюсь на достигнутом. Иногда здоровье становится дороже. Я готова пожертвовать чем-то ради дальнейших успехов. Чтобы на Олимпиаде быть в прекрасной форме, надо, чтобы голова была свежая. А еще надо вновь культивировать в себе голод, чтобы выходить в сектор с непреодолимым, как раньше, желанием побеждать.