Дисциплина должна дружить с пофигизмом
Его соперниками на ринге были в разное время трехкратный олимпийский чемпион Феликс Савон, абсолютный чемпиона мира среди профессионалов Владимир Кличко, один из сильнейших боксеров мира Ибрагим Султанов… Но самым ярким воспоминанием навсегда остался олимпийский турнир 1996 года в Атланте.
– Игорь, с какими мыслями отправились на Олимпиаду, какие были надежды?
– На Олимпиаду летели как на праздник, и ожидания оправдались. И сегодня, 16 лет спустя, для меня это главное спортивное событие жизни. Конечно, мечтал об олимпийской медали, но старался не думать о наградах, почестях, званиях. Навсегда запомнилась история, что приключилась со мной лет в 17. Перед финалом сказали, что в случае успеха стану мастером спорта. Я проиграл, потому что перегорел: руки – ноги ватные были. Поэтому правило на всю жизнь выработал: тренировка закончилась – о боксе надо забыть. Погулять, почитать, в кино сходить… В Атланте у нас отличная команда была, с ребятами из той сборной до сих пор дружу, созваниваюсь. Раимкуль Малахбеков, Олег Саитов, Саша Лебзяк, Андрей Гоголев… Вместе на велосипедах по Олимпийской деревне катались, игровые автоматы осваивали, в Дисней-ленд ездили... Это сейчас такое поколение, что каждый в свой ноутбук втыкается, и не вытащишь оттуда. А нам друг без друга скучно было.
– Тренеры не упрекали в легкомысленном отношении к самым главным стартам?
– Они прекрасно понимали: когда отвлекаемся, больше шансов , что не перегорим. Тем более, что в отношении тренировочного процесса ни к кому из нас претензий быть не могло. Недавно смотрел, как наши волейболисты на Олимпиаде проиграли. По– моему, только из-за того, что слишком хотели выиграть. Куража не хватило, я бы даже сказал, какой то степени пофигизма. Женька Садовый рассказывал, что в Барселоне его минут за 10 до старта найти не могли. Все в панике, а он с каким то пацаном в настольный теннис режется. А потом вышел на бортик и сделал американца – чемпиона и рекордсмена… Дисциплина очень важна, но без умения расслабляться, большого результата не достичь. За пределами корта, ринга, поля надо жить обычной жизнью, а не закрываться в комнате и думать, как победить соперника.
– Как сложилась Олимпиада для Вас?
– Во втором бою попал на чемпиона Европы из Германии и проиграл. Неясно, за что после первого раунда ему сразу три балла дали, хотя он только воздух около меня взбивал. В перерыве тренер послал меня вперед – отыгрываться. Слово тренера – закон. Я его указания по ходу любого боя слышал, жесты в паузах замечал. Тренер должен быть диктатором, а не гладить тебя по голове. А ты должен ему полностью доверять. Иначе толку не будет. Я сейчас сына Игоря «подтренировываю», так он жалуется: ты же мне отец, а ведешь себя как тренер. Но если хочешь чего добиться, надо строго воспитывать. Мой тренер Александр Сергеевич Черноиванов мне, кстати, как второй отец был. Мы же и на сборах вместе были, и на соревнованиях, и на тренировках. Много он в меня вложил, потому что видел: я готов на все, чтобы добиться результата.
– А что Вы понимали под словом «результат»?
– Звания, призовые меня мало волновали. Хотелось быть в сборной России, стать чемпионом мира, Европы, Олимпийских игр, в общем – быть первым. Кстати, о деньгах: начнешь до старта думать, сколько получишь и как потратишь – считай все, проиграл.
– Неудача на таком уровне может сломать. Как поражение пережили?
– Для меня это не стало трагедией. Знаете, вот был у меня дорогой телефон, друзья подарили. Я его потерял, жалко, конечно, но нельзя зацикливаться на потере, поражении. Глупо пилить опилки. Так и в спорте. Сделанного не воротишь. Еще сильно не любил, когда мне говорили слово «должен». Выиграл чемпионат России, тебе в уши – «должен опять победить». Это же все давит на психику. Поэтому про себя после таких накачек всегда говорил: я никому ничего не должен.
Бокс не изменился, изменились люди
– Бокс за последние полтора десятка лет существенно изменился?
– Бокс как таковой – нет. А вот что происходит вокруг него, особенно судейство… Смотришь, кому руку после боя поднимают, и не понимаешь логики. В боксе стало больше политики и хитрости. На Олимпиаде в Пекине наш Альберт Селимов проиграл Василию Ломаченко. За год до этого Селимов легко победил украинца и стал чемпионом мира. Перед Олимпиадой в Интернете появилось интервью с Ломаченко, где он сказал, что мечтает в первом же бою порвать Селимова на тряпочки. Селимов прочитал. А он парень горячий, кавказец, после первого выигранного раунда полез добивать соперника, а тот пританцовывает, улыбается даже по ходу и словно дразнит. У него манера боя такая. Короче полез Селимов в зарубу и проиграл. А если бы вел бой в своей манере, не поддаваясь на провокации – выиграл. А вспомните, как недавно американец перед боем Кличко в лицо плюнул! Но украинец драться не полез, а спокойно его поколотил.
– Вам же тоже довелось с Владимиром Кличко на ринге повстречаться. Чувствовалось тогда, что это будущий абсолютный чемпион мира среди профессионалов?
– Никак не чувствовалось. Да и бой с ним по дурацки закончился. После первого раунда ничья, во втором я его хорошенько встряхнул правой и повел в счете. Но тут в столкновении он рассек мне нечаянно бровь. Повреждение пустяковое, на другой день уже затянулось, но врач меня тогда с боя снял. Потом извинялся, говорил, что поторопился…
– А у Вас не было планов уйти в профессионалы?
– Никогда. А что касается бокса любительского, меня даже Черноиванов уговаривал закончить. Главная причина – здоровье. С 12 лет бокс был главным в моей жизни. В 17 перепахал так, что даже после небольшой нагрузки усталость наваливалась, как после тяжелейшей тренировки. А после Олимпиады опять услышал от врачей: надо с боксом заканчивать, у тебя сердце 40 – летнего мужчины. Но в том случае, они несколько ошиблись, просто нельзя было так резко нагрузки сбавлять. Ринг, честно говоря, я как закончил несколько лет видеть не мог – тошнило от бокса. 16
лет ему без остатка отдал. Сейчас отошел уже конечно. Пару лет назад даже спарринговал с Максимом Бабаниным по его просьбе.
– У Вас ведь кроме Игоря еще два сына.
– Игорю – 18, Даниле – 9, Саше в августе 4 исполнится. Круги на «Зените» всей компанией нарезаем.
– В силовых единоборствах – бокс, борьба, на первый план все чаще выходят уроженцы северокавказских республик. А где же волгоградцы, самарцы…
-У парней с Кавказа это одна из немногих возможностей выделиться через спорт. Там в семье по 5-6 детей и воспитывают их строго. У нас на семью один, максимум два ребенка, маменькины сыночки. К нам в бокс богатые не идут: а вдруг нос разобьют, губу повредят. Приходят , как правило, мальчишки из трудных семей.
– И Вы из маленьких хулиганов растите больших.
– Прежде всего, учим их уважать старших, помогать им. У нас не так много турниров, но на каждый приглашаем ветеранов, чтобы встречались с молодежью. Стремимся в меру сил поддержать их материально. Если остались призовые – все ветеранам. Мальчишки видят это и понимают: если себя правильно вести, к ним будет такое же отношение. Кстати, деньги на проведение турниров дают наши же ребята, кто встал на ноги. Все возвращается на круги своя.
Наша справка
Игорь КШИНИН
заслуженный мастер спорта России, чемпион Европы – 1993, участник Олимпийских игр в Атланте – 1996, многократный чемпион и обладатель Кубка России, сегодня возглавляет Волгоградскую областную федерацию бокса.
Анатолий ЛЮБИМЕНКО