Это сейчас Алексей Дмитриев ассоциируется с российской киноиндустрией. Его роли, большие и маленькие, так или иначе, оставляют след в душе зрителя. И его необычная фактура тут не при чем – он действительно талантливый актер. Роли в «Реальной сказке» (Илья Муромец) и «Брестской крепости» (Николаев) лишь ярко это подтверждают. Впрочем, на счету Алексея уже более 80 различных работ в различных проектах. Но до всего этого Алексей был очень увлечен гандболом. Буквально жил им.
– Я родился в Ярославле и там же начал заниматься гандболом, – рассказывает Алексей Дмитриев. – По юношам был весьма перспективным. Поэтому, много поиграв в различных соревнованиях, чем старше становился, тем больше получал приглашений от ведущих в стране школ. Звали и в Астрахань, и в Челябинск, и в Питер, и, конечно, в Москву. Но выбрал училище олимпийского резерва Волгограда – по сути, группу подготовки волгоградского «Каустика».
В Волгоград за земляками
– По какой же причине?
– Все банально на самом деле. Дорожка оказалась проторенной. Здесь уже были мои земляки, включая Алексея Костыгова, ставшего потом призером Олимпийских игр. Вот и поехал в Волгоград, тем более «Каустик» уже тогда был грозной силой, а школа была знаменита плодотворной работой.
– Но, закончив УОР, за «Каустик» вы так и не заиграли по-настоящему. Почему?
– Я пробился в основной состав команды, но играл на позиции правого полусреднего не так часто и не так много, как мне хотелось. Молодой же был, кровь играла. С гордостью могу вспомнить, что забрасывал мячи в ворота наших легендарных вратарей Андрею Лаврову и Павлу Сукосяну. Поиграл чуть-чуть за юношескую сборную России. Но у тренера команды, авторитетного Леонида Коросташевича на счет меня было другое мнение. И на площадку я выходил лишь эпизодически. В итоге я попросил отпустить меня в другую команду. Но так получилось, что тренер меня и не отпускал, и играть особо не давал. Взыграла во мне не то злоба, не то гордость, и с действующим еще на два года контрактом, бросил «Каустик», гандбол, бросил все, и уехал домой в Ярославль. Но признаюсь, гандбол любил тогда, люблю сейчас и буду любить всю жизнь. Сейчас, если честно, я даже не могу объяснить свой поступок. Но вышло так, как вышло.
– И как пошла «безгандбольная» жизнь?
– О-о-о! Всяко было. Время как вы помните – переход на рыночную экономику. Надо было как-то зарабатывать на жизнь. Настоящее выживание. Устроился работать охранником. А через три года решил поступить на актерский факультет заочно. Ну а круто изменил мою жизнь, известный режиссер Евгений Серов. Дело было в нашем ярославском кафе «Актер». Там-то я и получил предложение Серова сняться в фильме «Боец», который вышел на экраны в 2004 году. Так, с его легкой руки и пошла моя карьера. И пока заканчивать ее не собираюсь.
– После этой роли предложения посыпались?
– Ну зачем так-то? Нет, конечно. Я же дебютант, тем более с определенной фактурой. Но предложения да, были. На следующий год снялся в двух работах, а в 2006-м – уже в восьми.
Волжская дисциплина
– Сейчас количество ваших работ в кино уже перевалило за восемь десятков. А какая из них доставила вам наибольшее удовольствие?
– Совершенно точно, что первая в «Бойце». Работать в этой картине было прямо-таки кайфово. Тем более, что здесь были заняты Дмитрий Марьянов, Александр Пашутин, Александр Носик. И они, и особенно Евгений Серов дали мне очень много в плане профессии. Особый след оставила работа в «Брестской крепости», который снимал Александр Котт. Я вообще очень люблю военную тематику и когда через себя пропускаешь такие образы, испытываешь неописуемые чувства. Приятно было работать с Данилой Козловским в «Пяти невестах», и еще «Реальная сказка» с ролью Ильи Муромца. Меня сейчас многие с ней и ассоциируют. Но, вне всяких сомнений, особое наслаждение – это была работа с нашими величайшими: Львом Дуровым и Валерием Золотухиным. Это просто особая страница моей жизни.
– А от критиков доставалось?
– Конечно! Но знаете, в этом плане меня очень многому научил Волгоград. Именно здесь я научился спортивной дисциплине, которая очень нужна сейчас на съемках, научился должным образом относиться к похвале и особенно к критике. Шесть лет в городе-герое научили меня очень многому, поэтому к этому городу всегда буду относить с любовью и он всегда будет в моем сердце.
– Когда съемочный процесс слишком длительный, как актеры проводят свободное время? Спортом коллективно занимаетесь?
– Обязательно. Как правило, это волейбол. Наиболее не травмоопасный. Нам же нельзя повредить лицо, руки, ноги. Слишком много людей можно подвести. Поэтому в нашем «рационе» нет футбола или чего-то еще. А вот волейбол играем очень часто.
Семья важнее денег
– В театрах попутно играете?
– Да, в Ярославле в камерном. Был период, когда я перебрался в московский «Театр Луны» Сергея Проханова, но потом встал вопрос: театр в Москве или семья. У меня двое сыновей, прекрасная супруга и я, естественно, сделал выбор в пользу семьи. Деньги, конечно, это хорошо. Но гнаться за ними любыми средствами – не мое.
– Трудности в актерской профессии для вас есть?
– Я скажу, что вообще не простой труд. Многие думают, что игра на сцене или в кино – это и есть игра. Незатейливая, простая. Но на самом деле это огромный труд. Но нам это нравится, поэтому и работаем. Вот, кстати, в фильме «Легкая жизнь», где я сыграл цыгана Янко, неимоверно сложно было с гримом. Шрамы на лице, возле глаз делали – это страшно на самом деле. Кололи каким-то веществом, чтобы лучше держалось и выглядело. И смотришь на этот грим потом и думаешь, как же передать эти эмоции? В общем, все не так просто. Знаете, ведь как нас великие профессора искусства учили – роль надо не играть, а жить. Вот так и стараешься пропустить эти судьбы через себя. И порой трудно выйти из этого образа. Иногда мне это с трудом дается.
– А такая работа как с «Уральскими пельменями» в «Нереальных историях» доставляет удовольствие?
– Конечно! Эти парни Брекоткин, Соколов, Ярица, Рожков – они и в жизни такие же балагуры. Работать в такой смеющейся обстановке, где часто используется импровизация – удовольствие.
– И напоследок. За гандболом следите?
– Да. Удалось побывать в Екатеринбурге на молодежном чемпионате мира. У меня же супруга с Урала, вот и совместили поездку. Встретился там и с Алексеевым, и Пашей Гуськовым. Даже позанимался с командой одну тренировку – закончилось мозолями на руках, поскольку мазь ныне применяется другая, а я с непривычки. Устал, конечно, но был доволен и благодарен Алексееву и ребятам. Повидался с Андреем Лавровым. Иваныч для меня безусловный авторитет, поэтому наше второе знакомство меня порадовало, поменялись телефонами даже. Да, гандбол на самом деле остается в моей жизни, и этом я рад.
Сергей Хохлов
«Волгоградская правда»
На снимке: Алексей Дмитриев (№3) в составе Каустика