Ровно год назад в волжской «Энергии» появился новый вратарь. Сезон 2011 выдался для Дмитрия Рыськова непростым. Но команда и тренер в него поверили. В преддверии второй части чемпионата России по футболу в зоне «Юг» с ним встретился корреспондент «Волгоградской правды».
– Дима, какие ветром занесло саратовца в город Волжский?
– В саратовский «Сокол» попал уже в 16 лет, подписал контракт на три года. Было это в 2007 году. Изредка выпускали за основу, но больше играл за дубль. Звали в Дзержинск, но не отпустили – здесь пригодишься. Поставят на матч и повторяют – это твой шанс, не упусти. Ты должен, ты должен…Напряжение колоссальное, будто от одной игры все будущее зависит. Но самое обидное, как ни сыграй, а следующий матч все равно на лавке сидишь. Я сначала обижался, потом сильно обижался, и наконец понял, что глупо так себя вести. Просто надо пахать и результат будет. В 2010 произошло полное прояснение в голове. Играл за дубль и ключицу вывихнул. В больнице понял, что когда у тебя травма – никому не нужен, интерес ко мне резко упал. О продлении контракта никто не разговаривает. Хотел уехать, но опять удержали, теперь контракт только на год. Ладно, год так год, амбиции умерил. Начинается предсезонка, оба вратаря из-за травм вылетели, я все матчи играл. И вроде неплохо. Но перед началом чемпионата услышал знакомое – ты молодой, у тебя все впереди, а пока… Тут хоть из штанов выпрыгивай, все равно ничего не изменится. Когда возник вариант с «Энергией» я сразу его принял.
– Не смутили слухи о волжской бедности, задержках с зарплатой?
– Все говорили – куда едешь? Там ни транспорта, ни денег, ни питания. Я приехал – обрадовался. Такая база как у «Энергии» не у каждой команды первого дивизиона есть.
Фролов Женя, который сейчас московском «Динамо», в Орехово-Зуево какое то время вообще под трибунами стадиона жил. Но главное – могу играть. Когда приехал, Дмитрий Александрович (Д.А. Петренко – главный тренер «Энергии») перед началом сезона сказал, что будем с Сергеем Синельниковым строго по очереди играть. Ошиблись, нет – без разницы. Но каждый, конечно, надеялся, что со временем на него сделают ставку.
– И чья статистика была лучше?
– У меня сразу под откос все пошло. Первая игра – три мяча пропустил, вторая – опять три.
На выезде оба раза. Ребята и тренеры уже шутили надо мной. Но самое страшное испытание в Ставрополе, где нам 8 мячей забили. Шесть из них – мне. Я знал, что играть не буду, сижу расслабленный. Чай пью, вафли жую. И тут Синельникову плохо стало. Мне выходить, а живот полный, психологически не готов. Самое обидное, что похожий случай был уже однажды. Теперь точно знаю, что даже на лавке вратарь должен быть полностью готов к игре. Пару месяцев после той игры отходил, успокаивал себя тем, что многие молодые так начинали. Тот же Серега Чепчугов, который в ЦСКА из Братска попал. А сколько Дикань – вратарь «Спартака», шишек набил, пока в топ-команду не попал. Уважаю его колоссально. На мой взгляд, он один из лучших в профессии.
– Дикань, Габулов, Акинфеев, Малофеев…Только за последние пару лет эти вратари получали серьезнейшие травмы. В игре не бывает страшно?
– Об этом не думаешь. Мне когда ключицу выбили, очнулся уже за бровкой и сразу вопрос – какой счет, кто в воротах?
– А как ты вообще голкипером стал?
– Сначала был нападающим. В 12 лет не забил пенальти и страшно расстроился. Сказал, пойду на ворота. Типа сам себя наказал. А потом уже не представлял себя на другом месте.
– Часто говорят, что вратари во всех игровых видах спорта – это отдельная каста.
– Не знаю насчет касты, но отношения с коллегами у меня всегда хорошие. Артем Федоров в «Соколе» для меня был и остается старшим братом. Но считаю, что очень тесной дружбы между вратарями быть не должно. Это мешает в профессии. А что касается человеческих качеств, я согласен со знаменитым Вячеславом Чановым. Он сказал, что из плохого человека хороший вратарь не получится.
– Год в «Энергии» тебя сильно изменил?
– Человек постоянно меняется. Самое главное, чтобы он хотел этого, чтобы работал. В Саратове играли в одной команде с Федором Смоловым, который теперь в московском «Динамо», молодежной сборной России. Когда играли вместе, еще не понимал, что все через труд ему дается, думал, он просто сильнее всех. То, что он теперь в такой команде, это не удача, а результат старания. Меня, честно говоря, это заводит. Я понял, что никакая работа бесследно не проходит. На тренировке надо на сто процентов выкладываться. Не будешь этого делать, в игре ничего не получится. Главное руки не опускать в тяжелые моменты
– В силу известных финансовых проблем, за «Энергию» уже не первый год выступают либо местные воспитанники, либо, те кто не успел или не смог заключить более выгодный контракт. Команда по определению не может ставить перед собой высокие цели. Не случается, что на поле у кого то нет особой мотивации?
– Такого быть не может. Кому то, как мне, важнее всего игровая практика, а, скажем, финансовая сторона пока менее важна, у других семья, дети. Да и не думаю, что Дмитрий Александрович может допустить, чтобы кто номер отбывал. Мы всегда боремся.
– И в прошлом году, и в позапрошлом не раз случалось, что «Энергия» была буквально на грани снятия с чемпионата. Не на чем ехать в другой город, негде тренироваться, даже с питанием проблемы, что в профессиональном футболе просто немыслимо. Как команда проходит через такие испытания?
– Во первых у нас очень хороший коллектив, отличные ребята. Меня, кстати, приняли просто замечательно. Что касается кризиса…Вот в этой комнате мы как то сидели всей командой разговаривали. Четвертый месяц не платят. Что делать будем? Вот у некоторых, как у меня, вообще ни копейки не было. Даже с кухни сгущенку прихватывали. Потом отдали, конечно. Ребята выручали, из дома тащили еду, чтоб нас подкормить. Тренеры помогали часто из своего кармана. Можно, конечно, в такой ситуации руки опустить и заявление в суды писать. А смысл? Отношения с руководством у нас всегда честные. Говорят, что надо потерпеть, что ситуация улучшится и мы верим, потому что не обманывают. Тренеры всегда говорят прямо даже о вещах неприятных, здесь все по семейному. Тренеры и поругать могут и посмеяться вместе с нами. А вообще в этом году ситуация улучшилась. Транспорт появился, сборы нормальные провели. Мне, честно говоря, все здесь нравится. Люди открытые, не завистливые, доброжелательные. Аура у Волжского хорошая. Я это по– настоящему чувствую.
– Дима, а может вратарь научиться падать так, чтоб не очень больно было?
– Если честно – падать всегда больно. Но главное вставать после падения быстрее.
– Удачи тебе, и чтобы травм не было.
– Спасибо. Это самое главное. Остальное приложится.
Дмитрий Петренко, главный тренер ФК «Энергия»
– Дима Рыськов очень прибавил за прошлый год. Он по настоящему предан футболу, много работает. Приятно, что его уже заметили в футбольном мире. Иначе не пригласили бы, в частности, в «Нижний Новгород» на просмотр. Контракт не подписали только потому, что у них были задолженности перед несколькими игроками и по закону не могли принять в команду новых. Дима созрел для игры на более высоком уровне и «Ротор» допустит большую ошибку, если упустит парня.
Анатолий ЛЮБИМЕНКО, «Волгоградская правда»
Фото: Владимира НАСЫПАНОГО