Информационное агентство "Спорт-34"
+10
Информационное агентство Спорт-34





Александр Гайдуков: Уже не хотелось занимать чье-то место

После 20-летней карьеры игрока, защитник волгоградского «Спартака» Александр Гайдуков, по прозвищу «Туча», перешел на тренерскую работу.

За свою карьеру Александр выиграл не мало турниров. Становился чемпионом России, брал Кубок страны, участвовал в «Финале четырех» Лиги чемпионов, дважды выиграл Азиатские игры, участвовал в Олимпиаде в Афинах. Но пришло время закончить с карьерой игрока. Хочешь, не хочешь, а это судьба каждого. О годах, проведенных на высшем уровне, и не только о них, мы с Александром и поговорили.

– За 20 лет в профессиональной карьере не забыли, с чего начинали?
– Конечно, некоторые детали уже стерлись из памяти. Но помню достаточно много. Помню своего первого тренера – Осадина Валерия Викторовича, к которому я пришел в 13 лет. С тем и живу водным поло.

– В 13 лет... Сейчас это уже считается поздно...
– Ну я не сразу оказался в водном поло. До этого, я шесть лет занимался плаванием. Как раз у супруги Валерия Викторовича – Ольги Алексеевна. Вот она однажды мне и еще нескольким ребятам, поняв сама и объяснив нам, что выдающихся пловцов из нас уже не выйдут, предложила попробовать себя в водном поло. Мне с первой тренировки понравилось. Я в душе, изначально был игровик, чем спортсмен индивидуального характера. И, наверное, поэтому здесь у меня стало получаться гораздо лучше. Через год, когда наша команда поехала на турнир в Туапсе, я уже был капитаном команды.

– Чем закончился ваш первый турнир?
– Если память не изменяет, заняли второе место. Мне тогда дали приз лучшего защитника турнира. А Максим Осадин лучшего подвижного нападающего.

– В главную команду попали когда?
– В 17 лет. Тогда, отыграв в молодежной сборной СНГ (после развала Союза), меня и перевели в главную команду города, вместе с Ярославом Шестимировым. Тогда она еще не имела спонсора и только-только начинала свой путь на верх.

– А как сложилась судьба остальных ребят юношеской команды?
– По-моему, никто не стал продолжать и другие команды не поехал. Закончили со спортом. У Ярослава тоже не сложилось. Он провел сезон в команде и тоже закончил.

– Как приняли вас в команде?

– Нормально. Было много опытных игроков, но общий язык был найден легко.

– А на следующий год у команды появился спонсор в лице «ЛУКОЙЛа»...
– Да. Команда омолодилась сразу. Новый тренер – Александр Глинянов привлек целую группу молодых игроков с которыми работал в молодежной команде. Из старых игроков остались Василий Ткаченко, Владимир Мерлин, Игорь Диков, Сергей Осадин. Но была удивительная атмосфера, поскольку все были волгоградцы.

– В этот сезон команда впервые завоевала медали.
– Да. Заняли третье место. Правда, вот не помню кого мы обыграли в решающих матчах. По-моему выиграли у Севастополя. А дальше пошло. Два года становились вторыми, ну а потом и чемпионами стали.

– В то время в команде стали появляться игроки из других клубов. Как это воспринималось в «Спартаке»?
– Ну да. После сезона 92/93 в команде появился Ирек Зиннуров, потом Леша Панфили... Да нормально воспринималось. И самое главное приходили такие люди, которые удивительно хорошо вписывались в коллектив. Прежде всего по человеческим качествам. Поэтому и в игровых компонентах быстро начинало все получаться. Знаете, за нашей командой давно репутация, классного коллектива. Никогда не было чтобы ребята делились на какие-то кучки, группировки. Это и по сей день отмечают буквально все. Вот и пришедшие в этом году Саша Аксенов и Витя Вишняков, говорят об этом же. Думаю, это из из важных факторов того, что с 1994 года по 2011 команда лишь раз не попала в число призеров чемпионата. И Так же один раз в число призеров Кубка.

– Лично вам, какой сезон запомнился больше всего?
– Все победы помнятся хорошо. Но я бы выделил сезон 2010 года. Пожалуй, до этого не было случая, чтобы команда, занявшая 4-е место на предварительном этапе, выиграла чемпионат. Мы в полуфинале проиграли «Штурму» первый домашний матч, и многие нас уже «похоронили». Но мы победили в двух гостевых играх и стали финалистами. Там победили дома, а в первой гостевой игре проиграли в Казани «Синтезу» в дополнительное время. Помню после этой игры тренер казанцев Владимир Захаров подошел ко мне и сказал: «Был у вас сегодня шанс стать чемпионами, но теперь не обижайтесь». Мы и не обиделись, а взяли и «вынесли» «Синтез» в решающем матче.

– А вот на европейской арене у «Спартака» всегда чего-то не хватало. Почему?
– Не знаю. Словно рок какой-то над командой висит. Посмотрите, сколько раз в «Финал четырех» выходили две команды из нашей группы! И в прошлом году это снова повторилось! Я вообще не помню, чтобы мы хоть раз попали в заведомо проходную группу. Ну, и сами конечно, иногда свои шансы упускали. Но мы никогда не были «мальчиками» для битья. Я очень надеюсь, что это изменится.

003.jpg

– Давайте вернемся к вашей персоне. Вы не играли за сборную России, хотя выступали за молодежку. Зато поиграли за Казахстан. Почему?
– В мои лучшие годы конкуренция в сборной России была потрясающая. Да и результаты наша сборная показывала высокие. На Олимпиаде в призах, побеждали в Мировой лиге, на Европе. Мои шансы пробиться в состав были минимальны. А может и вовсе их не было. Поэтому, когда федерация Казахстана предложила – согласился. Тем более там уже играл еще один спартаковец Юра Смоловый. Тут нельзя не сказать слова благодарности руководству «Спартака», что поддержали это мое решение.

– За Казахстан вы и на Олимпиаде сыграли и Азиатские игры выиграли. Какие впечатления от турниров?
– Сами хорошие. «Азиада» по уровню организации вообще не уступает Олимпийским играм, в кое в чем и превосходит. По игре скажу, что со стадии полуфиналов это уже битвы. Китайцы, японцы оказывают очень серьезное сопротивление. И победы на этих турнирах я расцениваю как достижение.

– На Олимпиаде в Афинах вы играли под олимпийским девизом «Главное не победа, а участие»? Ведь шансов изначально было минимум...
– Ну не сказал бы так. Если помните, в первой игре против России, три периода на равных играли, и проиграли два мяча, совершив не вынужденные ошибки. Сражались с американцами очень достойно. И ведь был шанс выбраться в плей-офф, когда на равных играли с хорватами. Эх, не повезло! Конечно, мы понимали прекрасно все, но ехали не туристами – хотели, по крайней мере, себя достойно показать и место повыше занять.

– В прошлом сезоне сборная Казахстана с вашим участием вновь победила на Азиатских играх и пробилась на Олимпиаду в Лондон. Почему решили закончить карьеру именно сейчас, а не после Игр?
– Конечно, с одной стороны хотелось еще поиграть. Еще раз на Олимпиаде поучаствовать. Но тут я больше философски прошел по этой грани. Мне уже много лет. И честно говоря, не хотелось занимать чье-то место. Какому-нибудь молодому игроку это будет куда полезнее, повариться в этом соку, получить огромный опыт. Да и, усталость, тоже накопилась. Скорости, нагрузки возросли на порядок.

004.jpg

– Вы уже определились со своим «послеигроцким» будущим?
– Да, я уже работаю в родном «Спартаке» тренером по ОФП. Очень благодарен руководству клуба, что мы остались вместе. Я вообще не представляю, чтобы со мной было, если бы пришлось покинуть эту среду.

– Клуб уже в другой стадии развития. Он стал государственной структурой. Что вы думаете о перспективах такого клуба?
– Я уверен, что это должно сыграть положительную роль. Самое главное, что в эту структуру включили детско-юношескую спортивную школу. Здесь обязательно надо сказать добрые слова в адрес губернатора области Анатолия Бровко и гендиректора клуба Александра Глинянова, что они пошли этим путем. Не мгновенно, это это даст результат. Вот почему. Теперь команды мальчишек всех возрастов будут готовиться в одной структуре, по одной программе, «заточенной» под главную команду. А это значит, что обязательно будет контроль за детскими тренерами, за командами, за ведущими, талантливыми мальчишками. Не будет всякой «отсебятины» и авангардистских решений. Буквально все будет подчинено одной цели – воспитать для главной команды хорошую смену. И естественно, что и главная команда от этого выиграет. Чем сильнее детско-юношеская школа, тем сильнее команда.

– Тренер по ОФП, это предел ваших мечтаний?
– Конечно, нет. Надеюсь, что когда-нибудь начну работать с командами. Время покажет.

– Как дома отреагировали на ваше решение завершить карьеру игрока?
– Меня поняли и поддержали. Первые слова супруги: «Когда-то это должно было случиться». Теперь все вместе привыкаем к новому ритму жизни.

– Ну и для многих интересно, почему все-таки «Туча»?
– Не знаю почему. А может уже просто не помню. Но так меня прозвали еще в детстве. И это прозвище приклеилось так, что даже в команде другое уже не давали.


Сергей ХОХЛОВ. Фото Олега ЛИТВИНА
03.12.2011 08:29