Информационное агентство "Спорт-34"
+10
Информационное агентство Спорт-34





Татьяна Лебедева: На чемпионате России выступать не буду!

«Олимпийская чемпионка Татьяна Лебедева не перестает удивлять» – за последние годы эта фраза успела стать в мировой прессе штампом. В новом легкоатлетическом сезоне Лебедева верна себе. Новая прическа – короткая с выкрашенной в розовый цвет челкой, как в новой форме Nike. Снова, как на Олимпийских играх-2008, проигрыш всего в один сантиметр – на этот раз Найде Гомеш из Португалии на турнире Moscow Open 1 июля. Учеба в Дипломатической академии, депутатство в Волгоградской областной думе, работа вице-президента во Всероссийской федерации легкой атлетики… И на фоне всего этого – абсолютно лучший результат сезона в мире в тройном прыжке 15,01 м. Татьяна Лебедева (на фото) рассказала редактору Агентства спортивной информации «Весь спорт» Наталье Марьянчик, чем удивит на чемпионате мира по легкой атлетике в Берлине.

– Таня, три первых старта сезона у вас позади. Довольны собой?
– В целом, да. На первом же старте, Moscow Open 1 июля, выступая в прыжках в длину, в первой же попытке я показала результат 6,90 м. Во второй попытке по разбегу было такое чувство, что вообще могла улететь на 7,20. Даже не чувство, а прямо абсолютная уверенность! Но в какой-то момент во время разбега почувствовала спазм в задней поверхности бедра. Тут же сбросила скорость – испугалась получить травму. В последние четыре шага вообще не вкладывалась, и 6,93 прыгнула уже далеко не в полную силу. Ко мне потом даже наша экс-рекордсменка мира в тройном прыжке Иоланда Чен подошла в возмущении: «Ты чего остановилась на разбеге?!» Пришлось объяснять, что сейчас для меня самое главное – не травмироваться серьезно.
– Когда уступили Найде Гомеш всего один сантиметр, пекинская Олимпиада не вспомнилась?
– Нет, даже мысли такой не мелькнуло. Я знала, что прыгаю не в полную силу, что при желании могу выйти – и всех в асфальт закатать (смеется). Да, немного обидно оставаться второй, когда знаешь, что способна выигрывать. Но это не главный старт, пусть лучше я сейчас проиграю, а выиграю именно на чемпионате мира в Берлине.
– Спустя несколько дней в Мадриде травма не помешала вам показать абсолютно лучший результат сезона в мире в тройном прыжке – 15,01.
– После Moscow Open я три дня восстанавливалась, лечила ногу. Но если честно, в Мадриде прыгнуть так далеко мне сильно помог ветер. Там такой небольшой стадион, трибуны с двух сторон, ветер постоянно гуляет. К тому же, для прыжков была уложена очень жесткая дорожка – настолько, что у меня шипы затупились, как будто по асфальту бегала! Я береглась, не набирала максимальной скорости по разбегу. Все время контролировала ногу – следила, чтобы не дай бог ничего не усугубить. Я, конечно, рада, что удалось прыгнуть за 15 метров, но сразу понимала, что этот результат официально как лучший в сезоне в мире засчитан не будет. Ветер там реально был сильный!
– А еще через несколько дней в Лозанне вы прыгнули всего на 14,40 в холодную и дождливую погоду.
– Перед Лозанной меня осмотрел доктор и сказал, что лучше мне себя чуть придержать. Есть опасность завестись, надергать ногу, и тогда травма может стать намного серьезнее. Когда начались соревнования, мне жутко хотелось разбежаться изо всех сил и ка-а-ак полететь… Но я себя сдерживала. Первые две попытки вообще прыгала в лосинах – боялась, как бы задняя поверхность бедра не остыла. В третьей показала результат  14,40, поняла, что этого хватит для третьего места и успокоилась.
– Официально лучший результат сезона в мире 14,91 м от чемпионки мира кубинки Яргелис Савинье впечатлил?
– Уже в Лозанне я понимала, что готова совершенно на другой результат, чем показала, и вполне могу биться с Савинье.  Знаете, это так обидно – сидеть на лавочке и смотреть, как другие прыгают, а самой все время думать о своей травме… Но я научилась справляться с собой и не заводиться, когда этого не требуется. При всем моем уважении к соперницам, я не соревнуюсь с конкретно с ними, я всегда соревнуюсь с собой и обстоятельствами, и сейчас для начала хочу выйти на уровень собственных результатов прошлого года. Пока Савинье – обладательница титула чемпионки мира, но сделаю все, чтобы в Берлине забрать его себе!
– Это значит, что на чемпионате мира вы собираетесь выступать в двух видах – прыжках в длину и тройным?
– В длине я точно буду выступать – как действующая чемпионка мира прохожу в команду вне национальной квоты и без какого-либо отбора. А вот с тройным ситуация щепетильная. Я точно не буду выступать на чемпионате России в Чебоксарах, так как в эти же сроки у меня запланирован турнир в Лондоне. Тамошние организаторы уже несколько лет меня приглашают, очень хотят видеть у себя, и на этот раз я не стала отказываться. Изначально думала: если в первых стартах покажу достаточно высокий результат в тройном, у тренеров будут основания включить меня в команду без отбора. Но получилось так, что мои 15 метров были показаны при сильном ветре. Остается еще турнир 20 июля в Риети, где я также буду прыгать тройным. Но этот старт еще под вопросом: если нога не восстановится, я в Италию не поеду.
– Неужели для вас так важен турнир в Лондоне? Почему не выступить на чемпионате России, где вы наверняка без проблем отберетесь в команду, даже прыгая не в полную силу?
– Если бы у нас была система отбора как в США, где три первых призера национального чемпионата автоматически попадают в сборную, никаких вопросов не возникло бы – выступила бы в Чебоксарах. Но при нашей схеме «два плюс один», когда одно место остается на усмотрение тренерского совета, я как раз и хочу посмотреть: а что этот самый тренерский совет решит? Все прекрасно знают, что я ничье место в сборной не занимаю, никогда на чужое не претендую. Единственный раз отказалась от выступления за национальную команду на чемпионате мира 2005 года в Хельсинки, когда получила травму. Но и тогда я честно прошла отбор в команду, потом уже на чемпионате мира успешно выступила в квалификации и вышла в финал – в общем, это было мое законное, заслуженное место. Без обид, но сейчас, кроме Анны Пятых, прыгуний тройным у нас фактически нет. Если молодые талантливые девочки, но пусть они пробиваются в команду через командный чемпионат Европы, молодежные первенства и так далее. Я вот смотрела на командный чемпионат Европы в Португалии и удивлялась: почему тройным прыгала Пятых, а не молодежь, которая как раз на таких стартах и должна расти, набираться опыта? Повторю, я могу выйти на чемпионате России – и снова все всем доказать. Но, если честно, мне уже надоело доказывать. Пусть наши руководители сами решит, нужна им медаль на чемпионате мира в тройном прыжке – или нет.
– А вы готовы выступать в Берлине в двух видах?
– Если я внутренне решу, что буду в Берлине делать два вида, в обоих буду биться до конца. Для меня в тройном прыжке результат в районе 14,40 – это, как я говорю, не еда. И даже 14,70 вряд ли хватит для медали на чемпионате мира. Если буду готова только на таком уровне, сама откажусь от выступления. Не скрою, меня задели последние выступления в прессе главного тренера Валентина Маслакова. Кому-то он заявил: мол, Лебедева уже старая, ей лучше сосредоточиться на каком-то одном виде. Но если я показываю высокие результаты, зачем заглядывать в мой паспорт?! Я не собираюсь напрашиваться в команду, просить и уговаривать точно не буду. Если тренерский совет в меня поверит, я с удовольствием возьмусь делать в Берлине два вида. Нет – значит, нет.
– А ведь тройном прыжке в мире сейчас конкуренция ниже, чем в длине.
– Да, в тройном появилось много новых молодых девочек, но все они пока показывают средние результаты. Новых прим, кроме Савинье, не видно. Зато в длине конкуренция очень серьезная – американки и Гомеш чего стоят. Но меня это только подстегивает. Если я почувствую, что готова на максимальный результат, я землю грызть буду, но своего не отдам.
– Как вам удалось так подготовиться к сезону, совмещая спорт с серьезной учебой и политической деятельностью? Большинство спортсменок только тренируются и выступают, но при этом прыгают куда хуже вашего!
–  Наверное, это опыт (улыбается). Когда ты нарабатываешь базу годами, тело все помнит, поэтому и в форму входишь быстро. Только тренироваться – это значит жить как-то тупо, бездарно и однообразно. Я постоянно переключаюсь с одного на другое, и это помогает. Даже в июне, когда сезон был уже совсем близко и спорт стал моим основным приоритетом, одновременно сдавала сессию в Дипломатической академии и заканчивала разработку проекта молодежного парламента в Думе. Над этим проектом мы трудились два месяца, поэтому бросить его я не могла. Сейчас сессия закончилась, в Думе с 15 июля тоже начинаются каникулы. Мне там нужно будет еще пару раз появиться, но в целом до 3 сентября я могу думать только о спорте. Знаете, все познается в сравнении. Бывало, спишь между тренировками по несколько часов, и воспринимаешь это как повседневность. А сейчас, если между тренировками удается вздремнуть хотя бы полчасика, я говорю, что самой себе сделала подарок – наконец-то отдохнула.
14.07.2009 10:11