В этот важный для всех стран праздник специалист в области травматологии рассказывает о лечении и реабилитации спортсменов и тех, кто ведёт активный образ жизни.
Максим Алексеевич Страхов, доцент кафедры травматологии и ортопедии Российского национального медицинского университета им. Пирогова, врач Национального медицинского исследовательского центра травматологии и ортопедии имени Н. Н. Приорова, клиники «Чайка», а также в российско-израильского медицинского центра Re-Clinic:
«Сейчас основная тенденция в обществе – здоровый образ жизни. Поэтому есть две категории обращений, с которыми мы сталкиваемся: профессиональные спортсмены и люди, которые ведут активный образ жизни.
Большинство обращений идёт именно от второй категории. Вышел на тренировку, пришёл в спортзал и дальше случилась какая-то проблема. Помогаем человеку, ищем метод лечения. Когда-то приходится применять хирургию, когда-то можем обойтись фармакотерапией. Плюс все без исключения пациенты после травмы нуждаются в хорошей реабилитации.
Люди, ведущие активный образ жизни, должны обязательно проходить разминку, соблюдать какой-то режим, связанный не только с нагрузками, но и, например, с питанием. Если случилась перегрузка, то скорее всего это было нарушение режима. Потом нам приходится заниматься либо травмой, либо её последствиями, либо обострением заболевания.
Каждая травма нуждается в осмотре, лечении и комплексе восстановительных мероприятий. Подход должен быть такой: если человек испытывает боль, то это сигнальный фактор того, что у него что-то не так.
Если, например, была проблема и человек получил неполноценное лечение, то риск повторной травматизации очень высокий.
Когда речь идёт о реабилитации, то важно понимать, что она идёт не после, а во время лечения. Наши пациенты всегда, буквально с первого дня, начинают получать немедикаментозное лечение. У нас нет понятия «реабилитация» в чистом виде. Мы просто делим лечение на несколько сегментов: хирургия, фармакология, немедикаментозное. Успех лечения любого заболевания, в том числе связанного со спортом, зависит от комбинации этих вариантов.
К немедикаментозному лечению относится лечебная гимнастика, гипсовая повязка и ношение ортеза, выполнение рекомендаций по режиму и питанию, а ещё физиотерапия, её мы используем всегда.
В тех случаях, когда нам нужно задействовать самые первые возможности физиотерапии, мы используем магнитотерапию. Это единственный метод, который мы можем применять при острых состояниях без контакта с пациентом. Магнитное поле работает и даёт эффект даже в тех случаях, когда есть свежее повреждение связочного аппарата или какая-то костная травма.
Наши пациенты обычно говорят: «Я сделал процедуру магнитотерапии, но ничего не почувствовал». Ну, во-первых, она сама по себе не ставит задачи «почувствовать». Это комплексное лечение, и мы стараемся магнитотерапию назначать в виде набора сеансов, как и другие методы физиотерапии. Их нужно сделать несколько раз для достижения клинического эффекта. А основные клинические эффекты – это спадание отёка, уменьшение болевого синдрома, улучшение кровообращения в конечности за счёт улучшения обмена кровотока.
На наших школах мы проводим терапию аппаратами «Алмаг», у подобранных пациентов с локализованной больную.
Мы проводим терапию этим аппаратом с использованием местных форм НПВП. Это методика магнитофореза. Магнитное поле усиливает проницаемость ткани для лекарственного средства.
Когда пациент уходит домой, мы даём ему рекомендации по использованию магнитотерапии в домашних условиях по показаниям. Единственное, чтобы пациент действительно стал это делать, нужно ему обязательно рекомендовать саму магнитотерапию.
Ведь многие врачи как делают? Они пишут «физиотерапия» и не расшифровывают, что за этим стоит. А там достаточно большой и разный объём самих манипуляций. Поэтому здесь лучше – когда доктор сразу указывает непосредственно импульсную магнитотерапию».